К оглавлению
И.Н. Скобелев
«Солдатская переписка 1812 года»


Письмо XIV.

Поздравляю, брат Кремнев, тебя и себя с полковым нашим праздником св. Апостола Иоанна Богослова, а матушку Русь – с хорошей добычей! В эту неделю наездники наши, мужики и даже бабы, натаскали к нам пленных французов тьму-тьмущую! Что в Москве уцелело, бусурманы, вишь, сманжетили, не осталось даже ни одной вороны, галки и лягушки; теперь пришлось взяться за крыс и мышей: но как с этого промысла барыши невелики, то и пустились голоколенники по деревням – а наши бородатые мужички того и ждали! Ну, право, мы надселись со смеху, как рассказывали они про свою охоту, как ловят и душат французов: не в пример-де веселее волчьей!

Сегодня были мы в церковном параде, и священник по окончании молебна сказал нам слово, которое кончил уж подлинно, брат, диковинкою.

«Не наши, конечно, многогрешные молитвы, – говорил отец духовный, – услышаны Господом Богом! Но Царь Небесный явно дает нам чувствовать непостижимое величие и неизреченное милосердие Свое к возлюбленной Им России. Свято-Троицкая лавра, пребывшая чрез все бедственное для нас время без воинского прикрытия, ограждалась и защищалась по сей час десницею Всемогущего Бога, а драгоценная сокровищница Святых Господних храмов, как некогда при татарах и поляках, осталась неприкосновенною! Кто из врагов не испытывал сил овладеть столь лакомым для алчной корысти гнездом святой веры нашей? Но быв вечно поражены свыше, никто не имел успеха и приблизиться к Свято-Троицкой лавре. Даже и чума в Москве, некогда свирепствовавшая, не простирала губительного действия своего к сей священной обители! С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтесь: яко с нами Бог!»

После сего, как возвратились мы в шалаши, Вавила Пафнутьич порассказал нам дело-то: ты знаешь, что в Свято-Троицкой лавре опочивают мощи святого угодника Сергия и что у гроба (или, как духовные называют, у раки) денно и нощно стоят монахи на часах, сменяясь по-нашему, по-солдатски. Митрополит, из Москвы в лавру удалившийся, ежевременно также находится при святых мощах, и в самое то время, когда мы жертвуем жизнью на полях славы, отцы духовные жертвуют собою, убивая и изнуряя силы свои в денных и ночных бдениях на молитвах. Однажды митрополит в глухую полночь, уделя несколько минут на отдохновение, спешил опять в церковь; в преддверии оной встретился ему монах, вовсе не знакомый, который тоже, по-видимому, спешил в предлежащий путь. Высокопреосвященнейший владыка тогда уже спросил, откуда и зачем приходил в лавру посторонний монах, когда кончилась служба; не менее того наведена была справка, причем оказалось, что все свои монахи были налицо и приходившего никто не видал, а вслед за сим слух пронесся, что это был сам угодник Сергий...

Тут Строчкина спросили к священнику, и он, убегая, молвил: «За что-де, ребята, купил, за то вам и продал». Я, однако ж, верю, потому что спасать нас святому Сергию не новое: как бы ни было, но мы все-таки стали на колени и от всей души молились Господу Богу и святому угоднику...


Назад Вперед

Сканирование, оцифровка и редактирование – Вера Крюкова, 2005. Электронная версия выполнена по изданию «1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников». – М.: Воениздат, 2001. – 295 с., илл. Текст приводится с сохранением стилистики и грамматики оригинала.

2005, Библиотека интернет-проекта «1812 год».