Экспозиция «На перекрестке
истории» посвящена истории области в
послевоенные 1940 — 50-е годы. Она знакомит со
сложным, противоречивым временем радости и горя,
надежды и отчаяния. Представленные документы
рассказывают об образовании в составе РСФСР в
апреле 1946 г. новой российской области. Интерьеры
городского и сельского жителя напоминают о
незатейливой жизни того периода. Немного
найдется мест в нашей стране, где можно было бы
встретить предметы национального быта сразу
стольких народов: русских, белорусов, украинцев,
литовцев, чувашей, мордвы и т. д.
Материалы выставки свидетельствуют о
нелегком переходе к мирному строительству
хозяйства и культуры.
Маленькая, импровизированная ВДНХ,
созданная руками музейных сотрудников, — дань
времени, когда на фоне всеобщей бедности
возводилась искусственная модель благополучия и
изобилия, а платой за труд были грамоты и дипломы.
Воссоздавая образ ушедшего от нас
времени, экспозиция помогает представить
атмосферу послевоенного периода.
Также в музее вниманию
посетителей представлена экспозиция,
посвященная истории развитая региона с 1945 по 1985
гг. 50 лет назад восточный центр Германии -
Кенигсберг - превратился в западный центр России
- Калининград. Разделы экспозиции знакомят с
важнейшими событиями в истории области:
заселением края советскими переселенцами,
депортацией местного населения в Германию,
восстановлением разрушенного войной хозяйства,
созданием рыбопромышленного и
машиностроительного комплексов, развитием
сельского хозяйства, культуры.
Экспозиция получила название
Горизонты памяти .
Авторы выставки постарались музейными
средствами воссоздать атмосферу советского
периода развития области. Здесь пафос и ирония,
ностальгия и реальность.
Подготовка экспозиции - дело
многолетнего труда сотрудников музея.
Предметная коллекция складывалась постепенно и
не случайно. Помогла кропотливая работа в
архивах Калининграда. Москвы, Берлина, Кобленца.
Организованные совместно с Калининградским
госуниверситетом экспедиции по городам и
районам области позволили собрать интересный
этнографический материал. Комплектование
материалов - дело крайне хлопотное. Необходимо
обойти сотни организаций. убедить руководителей
передать музею зачастую очень ценные вещи.
познакомиться с ветеранами, поработать в частных
архивах. И главное - успеть. Успеть, пока живы
очевидцы событий, успеть, пока не выброшены или
не проданы в частные руки предметы музейного
значения. Сотни лиц, адресов, калейдоскоп
событий. Из них выбраны главные, наиболее
типичные, характеризующие эпоху. Радостных
открытий было достаточно. Например, редкая
фотография подрыва центральной башни
Королевского замка в нач. 50-х гг., обнаруженная в
Москве, в частном архиве. Или взрыв замка в 1967
году. заснятый Ю. М. Вагановым. Немецкий клад, а
вернее, предметы быта, зарытые в конце 40-х годов в
землю и найденные недавно в Озерском районе.
Документы, хранившиеся в спецхране с грифом
секретно и рассекреченные в последние годы.
И особенно приятны
встречи с людьми неравнодушными, готовыми помочь
в критический момент. Давние и дружеские связи у
музея с работниками архивов. Здесь помогают без
волокиты, профессионально и заинтересованно.
Автор художественного решения
выставки Валерий Морозко замечательно справился
со своей задачей. Художник Роза Ткаченко после
ознакомления с материалами предложила свой
проект художественного решения.
На наш взгляд, удалось главное;
экспозиция способна вызвать сопереживание, дать
информацию, она привлекательна по форме. Кроме Р.
Ткаченко над экспозицией работали сотрудники
музея Ольга Щеглова и Валентина Бикеева.
прекрасный фотоматериал подготовили Нина Шаль и
Андрей Гаврилин. Музей с радостью ждет своих
посетителей.
Назад
На главную страницу
|