ван Иванович Голиков (1886-1937), заслуженный деятель искусств РСФСР, родился в Москве в семье палехского иконописца. Детство его прошло в Палехе, здесь он поступил учеником в иконописную мастерскую братьев Сафоновых. Работал мастером в иконописных мастерских в Палехе, затем в Москве и Петербурге. В 1914-1918 гг. был на фронте, а в 1919-1922 гг. работал в Шуе и в Кинешме театральным художником. В 1922 году в Москве вместе с художниками - палешанами Глазуновым и Вакуровым начал расписывать папье-маше, после организации Артели работал в Палехе. Он исполнил свыше тысячи миниатюр, панно, эскизов театральных декораций, книжных иллюстраций. Характерны поэтические сюжеты, исторические, революционные, песенные.
И.И. Голиков. Тарелка "Охота на оленя". Россия, Палех. 1928. |
ван Петрович Вакуров (1885 - 1968), народный художник РСФСР, обучился иконописному ремеслу в сафоновской мастерской. Своими учителями Вакуров считал И.М. Баканова и А.А.Дыдыкина, хотя непосредственно у них он не учился. До 1917 года -участвовал в реставрации фресок, икон и наново расписывалстены церквей в древнем стиле. Вакуров прекрасно знал технику древней живописи, утверждая в своих произведениях стилистические принципы, основанные на традициях древней иконописи.
Вакуров И.П. "Тройка", 1930, шкатулка |
лександр Васильевич Котухин (1886 - 1961), народный художник РСФСР был первым председателем Артели древней живописи. Котухин учился в иконописной мастерской Сафонова. В 1909 году уехал в Москву, где, работая иконописцем, изучал иконы строгоновских мастеров. С 1915 по 1918 год был в армии, после 1917 года вернулся в Палех и занялся крестьянскими работами, а с 1920 года стал расписывать деревянные предметы. Потом примкнул к Голикову, вступил в Артель.
Художественный стиль Котухина в лаковой миниатюре складывался при изучении им икон строгоновского письиа XVII века. Первым обратился к сюжетам пушкинских сказок.
Котухин А.В. "В освобожденном селе", 1948, шкатулка |
ван Михайлович Баканов (1870 - 1936)- засл. деятель искусств РСФСР. Изучал иконописное мастерство в мастерской Сафонова и потом работал в ней мастером, писал иконы, исполнял стенописи, реставрировал старую живопись и считался знатоком древнего искусства. Баканов принял участие в организации Артели древней живописи. Тема Баканова - крестьянский труд.
Песенные сюжеты - "По улице мостовой" (1925). Миниатюра "Палех"(1934)- реалистический пейзаж, в котором достоверно передается облик села, его древние постройки, каждый дом.
Баканов И.М. "Хоровод", 1931, шкатулка |
ван Васильевич Маркичев (1883 - 1955), народный художник РСФСР, родился в Палехе. Он учился иконописи, а потом работал в мастерской Сафонова, Ездил на работы в Москву, в Петербург, в Петергоф, в Троице-Сергиеву лавру, в Калязин. С 1915 по 1918 год был в действующей армии. В 1923 году он начал расписывать папье-маше, участвовал в организации Артели древней живописи. Ранее Маркичев много работал по росписи стен, реставрировал фрески и хорошо усвоил строгий стиль монументальной живописи XVI века. Стиль Маркичева строг и лаконичен, в нем чувствуется монументальное начало. Композиции Маркичева - самые статичные в искусстве Палеха.
Маркичев И.В. "Сельскохозяйственные работы", коробка, 1935 г. |
ван Иванович Зубков (1883-1938) - один из основателей Артели древней живописи. Он сначала занимался иконописью и придерживался "фряжского" направления, в котором иконные черты сочетались с живописными. В произведениях доминирует пейзаж.
Зубков И.И. "Встреча", 1925, шкатулка |
ристарх Александрович Дыдыкин (1874 - 1954). В Артели древней живописи Дыдыкин был одним из старейших.
Дыдыкин А.А. "Волга-русская река", 1943, шкатулка |
лексей Иванович Ватагин (1881 - 1947) - опытный иконописец, знаток старых стилей. Придерживался древней иконописной традиции.
Ватагин А.И. "Боярская свадьба", 1934, шкатулка |
иколай Михайлович Зиновьев, народный художник СССР, родился в деревне Дягилево, возле Палеха, в 1888 году. Иконописное мастерство изучал сначала в мастерской Белоусовых, а с 1901 года в иконописной школе, открывшейся в Палехе, которую окончил в 1906 году. Работал в иконописных мастерских Москвы и Петербурге, участвовал в росписи собора Ново-Афонского монастыря. Изучая иконописные стили, он одновременно увлекался живописью, копировал Васнецова, Нестерова. После 1917 года возвратился в родную деревню и занялся хлебопашеством , иногда выполняя случайные декоративно-оформительские работы. В 1926 году Зиновьев вступил в Артель древней живописи. Пишет книгу "Искусство Палеха" (издана в 1968 году). В 1968 - 1973 гг. создает серию из 16 пластин на тему "Происхождение жизни на Земле".
Зиновьев Н.М. "Охота на оленя", 1926, нож для бумаги |
митрий Николаевич Буторин
(1891 - 1960), засл. деятель искусств РСФСР, был одним из опытнейших иконописцев. Пришел в Артель вскоре после ее организации и завоевал положение видного мастера миниатюрной и монументальной живописи. Создает сюжетно-познавательные композиции по мотивам произведений советской литературы: круглая тарелка на сюжет романа Д.Фурманова "Чапаев", Роспись "Сарынь на кичку"(1930). Исторические сюжеты: "Степан Разин под Астраханью" (1940), "Медный бунт" (1935).
Буторин Д.Н. "Поединок", 1925, шкатулка |
авел Львович Парилов (1880-1956) ранее был "личником". Под влиянием искусства русского классицизма Парилов увлекался античностью. Композиции на сюжеты Пушкина "Чистый лоснится пол…", "Египетские ночи". Миниатюра на сюжет "Одиссеи" Гомера ((1936). Миниатюра "У сосны"(1932) - сцена из жизни старого Палеха - проводы иконописца, отъезжающего на работы.
Парилов П.Л. "У сосны", 1932, шкатулка |
ергей Иванович Хазов (1883 - 1936) также был ранее иконописцем. Он приехал в Палех из Москвы и поступил в Артель. Миниатюра "Поход Ермака" (1935) напоминает "орнаментальную рябь" на иконах костромских иконописцев конца XVII - начала XVIII века.
едор Александрович Каурцев (1896 - 1963) свободно владел техникой иконописи и стенописи. В его миниатюрах ощущается влияние современного искусства и народного лубка. Шкатулка "Увидели аэроплан" (1931). Композиции по произведениям Гоголя "Бал у губернатора" из "Мертвых душ".
Каурцев Ф.А. "Увидели аэроплан", 1931, шкатулка |
иколай Михайлович Парилов (1891 - 1962) - засл деятельискусств РСФСР, лауреат Государственной премии. Иконопись он изучал в мастерской своего отца М.П.Парилова, закончил иконописное училище в Палехе. В 1933 году вступил в Артель и при помощи И.И.Голикова освоил работу в лаковой миниатюре. Парилов стремился к работе над монументальными росписями, к реставрации древних фресок, Он много работал в театре. Придавал большое значение орнаменту. Миниатюра "Добрыня - сват" (1936) - пример празднично-орнаментального стиля художника.
Парилов Н.М. "За Отчизну", 1944, шкатулка |
авел Дмитриевич Баженов (1904-1941) родился в селе Подолино, возле Палеха, в семье иконописца, Начал обучение в иконописной мастерской (до 1917 года), затем вернулся в крестьянское хозяйство, пас скот и все время рисовал. В 1926 году в Артели организовали ученичество, и Павел Баженов был принят первым. Учился у Голикова и Баканова. Баженов не имел опыта иконописи. В начальный период творчества - экспрессивный примитив - миниатюра "Три девицы" - в основе лежит народный прототип - лубочная картинка. В сер. 30-х гг. - изысканная, виртуозная миниатюра, преображение строгоновского стиля иконописания. "Сказка о царе Салтане", "Дюк Степанович" (1940), "Чурило Пленкович", "Добрыня Никитич", "На страже границ СССР".
Баженов П.Д. "Дюк Степанович",1940, шкатулка |
митрий Михайлович Турин (1899 - 1945)- мастер композиции, миниатюры на литературные сюжеты: "Граф Нулин", "Женитьба Павла" (по мотивам поэзии Кольцова).
Турин Д.М. "Барин и крестьянка", 1936, коробка |
асилий Михайлович Салабанов (1902 - 1941) родился в деревне Дерягино в семье иконописца, учился в иконописном училище. Писал по мотивам литературных произведений: "Петербургские повести", "Мертвые души", "Чичиков у Коробочки"(1936).
Салабанов В.М. "Чичиков у Коробочки", 1936, шкатулка |
ригорий Константинович Буреев (1900 - 1972) - нашел оригинальный стиль в песенно - бытовых композициях лирического склада.
Буреев Г.К. "Ох, как скучно", 1944, шкатулка |
иколай Дмитриевич Вакуров (1879- 1951) - создал самый совершенный из палехских портретов - изображение Ивана Грозного (1934).
Вакуров Н.Д. "Иван Грозный", 1934, пластина |
|