очная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московской иконописи 15-16 вв. Для палехской иконы характерны мягкие плавные линии и сдержанная гармоничная красочная гамма.
Один из самых ранних образцов палехского стиля - икона "Всех скорбящих радости" начала XVIII века. Ее многофигурная композиция строга и лаконична.
"Всех скорбящих радости" палехские письма, начало XVIII века дерево, левкас, яичная темпера, золото, 106,0х87,0 см Реставрирована в 1951 году в ВХНРЦ им. Грабаря. |
ершина палехского иконописания - "Акафист Спасителю" середины XVIII века. Рисунок иконы отличается изяществом и утонченностью. Все пропорции удлиненных форм. Колорит иконы теплый, золотисто-коричневый с использованием темной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом.
Близки по стилю "Акафисту Спасителю" многие произведения конца XVIII - начала XIX веков. Среди них - "Акафист Богоматери", "Преображение", "Покров Богоматери".
"Акафист Спасителю" Иван Балякин, Никита Буторин. Палехские письма, середина XVIII века. Дерево. левкас, яичная темпера, 128,0 х 90,5 см. ГМПИ. |
дин из характерных признаков палехского иконописания - сложная многоклеймовая композиция.
Икона "Николай Чудотворец в житии и чудесах" второй половины XVIII века - яркий образец такой композиции.
В центре иконной доски - в среднике - располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм - миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца.
Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западно-европейского искусства и русской академической школы. Иконы такого стиля в Палехе назывались "фряжскими". Одна из первых икон "фряжского" стиля - "Не рыдай мене, Мати" Ильи Балякина, датируемая 1769 годом. Она выполнена в широкой живописной манере.
"Не рыдай мене, Мати". Палехские письма 1769г. Дерево, левкас, яичная темпера. 36,5 х 31,0 см. ГМПИ |
а рубеже XVIII - XIX веков в палехской иконе становится преобладающей нежная, светлая цветовая гамма. Композиции усложняются, усиливается орнаментальность, обильно применяется листовое и твореное золото.
Особой популярностью пользовались иконы с композициями, выполненными на золотом чеканном фоне. Нимбы и поля на них расписывались "под эмаль".
Многочисленными становятся иконы житийные, праздничные, минеи. На минее изображали святых и праздники, отмечаемые в каждый день месяца. Палехские иконописцы на одной минее размером 9х8 могли изобразить до 150 фигур. Иногда несколько минеи объединялись в одну композицию. В этом случае размер доски увеличивался.
Таковы иконы "Минеи с Воскресением и страстями Господними" М.Зиновьева и В.Маркичева и "Минеи" 1850 года.
Иконы в Палехе писали до 1917 года, затем иконописные традиции надолго были прерваны.
С 90-х годов ХХ века в Палехе начала возрождаться русская религиозная живопись.
|