|
|
Подход, использованный Дюбюффе при отборе произведений Арт Брют, предполагал наличие нехудожественного критерия при оценке продуктов художественного творчества. Это не только резко ограничивало область поиска произведений, поднимая планку требований к ним на почти недоступную высоту, но и создавало дополнительные сложности при анализе материала, отобранного ранее по художественным признакам. Дюбюффе пришел к заключению, что целый ряд собранных им работ не может быть включен в Каталог Коллекции Арт Брют по причине их несоответствия весьма строгим критериям отбора.
Объединенные в "Коллекцию-Приложение", эти "более или менее проблематичные случаи", тяготеющие к "детскому или наивному творчеству, народным традициям или к экзотике; близкие к Арт Брют. но не имеющие всех его характеристик...", представляли собой весьма интересный пласт художественной продукции, заслуживающей внимания и изучения. Первоначальное умаление значимости подобной продукции сменилось признанием ее права на существование, а Коллекция-Приложение в 1982 г. была переименована в Neuve Invention в знак безусловного и окончательного признания. Этого следовало ожидать... XX век, продемонстрировавший достижения технического прогресса и завершающийся в эпоху СМИ, предложил такой уровень информационного давления на личность и ее вовлечения в культурную среду, что лишь редкие образцы художественного творчества способны выдержать в наше время экзамен на принадлежность к Арт Брют.
Осознал это и Жан Дюбюффе: "Понятие Арт Брют должно рассматриваться только как один полюс. Здесь идет речь о формах искусства, менее зависящих от условностей культуры, чем другие. Я хочу сказать: "менее зависящих", - я не говорю: "не зависящих". Поскольку форм искусства, никоим образом не зависящих от данности культуры, я согласен, нет... Значит, невозможно никакое проявление мысли, которое не опиралось бы на фундаментальные культурные достижения". Специалисты, осуществляющие сегодня формирование коллекций Искусства аутсайдеров, неизбежно сталкиваются со значительным количеством работ, относящихся к Neuve Invention, в силу того, что их авторы состоят в постоянном контакте с обществом. Такими авторами являются, как правило, люди. почувствовавшие "несостоятельный характер художественного образования и, особенно, неадекватность системы изящных искусств по отношению к действительно изобретательному творчеству". (М.Тевоз). Разочаровавшись в академизме, стремясь реализовать свой творческий потенциал посредством создания "диких" и "разобусловленных", с точки зрения большинства, работ, они полностью отдаются спонтанной изобретательности. Вместе с тем, им чуждо состояние аутизма, характерное для истинных аутсайдеров. Выбирая между подлинным самовыражением и существующей системой культурных ценностей, они не отказываются от частичной интеграции в эту систему в плане социальном, но не творческом.
Обращаясь к их "пограничной" арт-продукции, необходимо сосредоточить внимание скорее на результатах творческого процесса, чем на личности художника. А этими результатами становятся в ряде случаев творения, сравнимые по силе и изобретательности с Арт Брют, но созданные авторами, сознающими свою причастность к искусству. Введение категории "Новый вымысел" (русский эквивалент Neuve Invention) для определения подобных работ позволяет принимать к рассмотрению достаточно широкий спектр произведений, созданных интуитивно и отвергнутых "официальной культурой". "Новый вымысел" выступает тем самым соединительным звеном, которое способно установить связь между Искусством аутсайдеров и другими художественными явлениями. Говоря о формировании коллекции Музея творчества аутсайдеров в Москве, отметим, что значительное число поступлений последних лет можно отнести к категории "Новый вымысел". Это происходит по нескольким причинам:
- Высокий уровень воздействия культурной среды на личность. На современном этапе крайне сложно обнаружить оригинальные произведения ранее неизвестных авторов, не затронутых массированным натиском культуры в различных ее проявлениях.
- Характерный для России последних 50-ти лет достаточно высокий средний уровень образования, в том числе - художественного.
- Произведения "Новый вымысел" более доступны для сбора и поиска, так как их авторы не избегают распространения информации о себе и своем творчестве. Многие из них приветствуют контакты с коллегами и представителями учреждений культуры. Истинные же создатели Аутсайдер Арт не считают себя художниками, и получение каких-либо сведений об их жизни и деятельности осуществляется через третьих лиц.
Оценивая сложившуюся ситуацию, не стоит отказываться от вполне реальной возможности представить Искусство аутсайдеров не только с помощью эталонных образцов искусства Брют, но и посредством показа работ, определяемых как "Новый вымысел". (Безусловно, с выделением особенностей каждой из категорий.) Практическая деятельность Музея подтверждает высокий интерес зрительской аудитории к демонстрации произведений, не отвечающих всем требованиям искусства Брют, но близких к нему по изобретательности и оригинальности. "Новый вымысел" - явление пограничное. И будучи отверженным основными институтами культуры, оно пытается найти пристанище рядом с Искусством аутсайдеров, прочно обосновавшимся "в стороне".
|
Введение // Искусство аутсайдеров // "Новый вымысел" // Наивное искусство // Вымышленная среда // Психопатологическая экспрессия // Дарения музею // Ссылки
О музее // Коллекции // Общение // Друзья
Copyright © 1996-2001 Outsider Art Museum
|