вернуться  

Новый вымысел

   Подход, использованный Дюбюффе при отборе произведений Арт Брют, предполагал наличие нехудожественного критерия при оценке продуктов художественного творчества. Это не только резко ограничивало область поиска произведений, поднимая планку требований к ним на почти недоступную высоту, но и создавало дополнительные сложности при анализе материала, отобранного ранее по художественным признакам. Дюбюффе пришел к заключению, что целый ряд собранных им работ не может быть включен в Каталог Коллекции Арт Брют по причине их несоответствия весьма строгим критериям отбора.

   Объединенные в "Коллекцию-Приложение", эти "более или менее проблематичные случаи", тяготеющие к "детскому или наивному творчеству, народным традициям или к экзотике; близкие к Арт Брют. но не имеющие всех его характеристик...", представляли собой весьма интересный пласт художественной продукции, заслуживающей внимания и изучения. Первоначальное умаление значимости подобной продукции сменилось признанием ее права на существование, а Коллекция-Приложение в 1982 г. была переименована в Neuve Invention в знак безусловного и окончательного признания. Этого следовало ожидать... XX век, продемонстрировавший достижения технического прогресса и завершающийся в эпоху СМИ, предложил такой уровень информационного давления на личность и ее вовлечения в культурную среду, что лишь редкие образцы художественного творчества способны выдержать в наше время экзамен на принадлежность к Арт Брют.

   Осознал это и Жан Дюбюффе: "Понятие Арт Брют должно рассматриваться только как один полюс. Здесь идет речь о формах искусства, менее зависящих от условностей культуры, чем другие. Я хочу сказать: "менее зависящих", - я не говорю: "не зависящих". Поскольку форм искусства, никоим образом не зависящих от данности культуры, я согласен, нет... Значит, невозможно никакое проявление мысли, которое не опиралось бы на фундаментальные культурные достижения". Специалисты, осуществляющие сегодня формирование коллекций Искусства аутсайдеров, неизбежно сталкиваются со значительным количеством работ, относящихся к Neuve Invention, в силу того, что их авторы состоят в постоянном контакте с обществом. Такими авторами являются, как правило, люди. почувствовавшие "несостоятельный характер художественного образования и, особенно, неадекватность системы изящных искусств по отношению к действительно изобретательному творчеству". (М.Тевоз). Разочаровавшись в академизме, стремясь реализовать свой творческий потенциал посредством создания "диких" и "разобусловленных", с точки зрения большинства, работ, они полностью отдаются спонтанной изобретательности. Вместе с тем, им чуждо состояние аутизма, характерное для истинных аутсайдеров. Выбирая между подлинным самовыражением и существующей системой культурных ценностей, они не отказываются от частичной интеграции в эту систему в плане социальном, но не творческом.

   Обращаясь к их "пограничной" арт-продукции, необходимо сосредоточить внимание скорее на результатах творческого процесса, чем на личности художника. А этими результатами становятся в ряде случаев творения, сравнимые по силе и изобретательности с Арт Брют, но созданные авторами, сознающими свою причастность к искусству. Введение категории "Новый вымысел" (русский эквивалент Neuve Invention) для определения подобных работ позволяет принимать к рассмотрению достаточно широкий спектр произведений, созданных интуитивно и отвергнутых "официальной культурой". "Новый вымысел" выступает тем самым соединительным звеном, которое способно установить связь между Искусством аутсайдеров и другими художественными явлениями. Говоря о формировании коллекции Музея творчества аутсайдеров в Москве, отметим, что значительное число поступлений последних лет можно отнести к категории "Новый вымысел". Это происходит по нескольким причинам:

   - Высокий уровень воздействия культурной среды на личность. На современном этапе крайне сложно обнаружить оригинальные произведения ранее неизвестных авторов, не затронутых массированным натиском культуры в различных ее проявлениях.

   - Характерный для России последних 50-ти лет достаточно высокий средний уровень образования, в том числе - художественного.

   - Произведения "Новый вымысел" более доступны для сбора и поиска, так как их авторы не избегают распространения информации о себе и своем творчестве. Многие из них приветствуют контакты с коллегами и представителями учреждений культуры. Истинные же создатели Аутсайдер Арт не считают себя художниками, и получение каких-либо сведений об их жизни и деятельности осуществляется через третьих лиц.

   Оценивая сложившуюся ситуацию, не стоит отказываться от вполне реальной возможности представить Искусство аутсайдеров не только с помощью эталонных образцов искусства Брют, но и посредством показа работ, определяемых как "Новый вымысел". (Безусловно, с выделением особенностей каждой из категорий.) Практическая деятельность Музея подтверждает высокий интерес зрительской аудитории к демонстрации произведений, не отвечающих всем требованиям искусства Брют, но близких к нему по изобретательности и оригинальности. "Новый вымысел" - явление пограничное. И будучи отверженным основными институтами культуры, оно пытается найти пристанище рядом с Искусством аутсайдеров, прочно обосновавшимся "в стороне".






Введение  //  Искусство аутсайдеров  //  "Новый вымысел"  //  Наивное искусство  //  Вымышленная среда  //  Психопатологическая экспрессия  //  Дарения музею  //  Ссылки

О музее  //  Коллекции  //  Общение  //  Друзья



Copyright © 1996-2001 Outsider Art Museum


вернуться в раздел Коллекции