19 апреля в 16.00 в Ярославском художественном музее - вернисаж выставочного проекта "Бубновый валет. Путь на запад? Путь к себе?"
Выставка, посвященная "Бубновому валету", устраивается впервые после 1927 года, когда состоялся последний ретроспективный показ произведений этой группы русских художников. Участники проекта: Вологодская областная картинная галерея, Ивановский областной художественный музей, Кировский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Костромской государственный объединенный художественный музей, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина, Тверская областная картинная галерея, Тотемское музейное объединение, Музеи Ярославской области, частные собрания г. Москвы, ЗАО Московский центр искусств.
Музеи Центральной России обладают бесценными сокровищами национального искусства, зачастую малоизвестными или вовсе неопубликованными. На выставке будут показаны около 100 живописных полотен и графики русских художников общества "Бубновый валет" 1910-1920-х годов, многие из которых не экспонировались долгие годы. Выставочный проект Ярославского художественного музея "Бубновый валет. Путь на Запад? Путь к себе?" будет представлен в музеях Костромы, Вологды, Рязани, Иваново, и завершится в Москве большим вернисажем и научной конференцией.
В 1910-х годах напряжение, сгущавшееся в атмосфере Европы, разразилось взрывом авангарда в искусстве Германии, России, Франции. Творческое и выставочное объединение "Бубновый валет" оказалось в самой сердцевине драматических процессов в европейской художественной культуре предреволюционного десятилетия, породивших блестящий "русский авангард".
Общество художников "Бубновый валет" было учреждено 90 лет тому назад в Москве в ноябре 1911 года. Этому событию предшествовала выставка того же названия, прошедшая в Москве в декабре 1910 - январе 1911 годов. В инициативную группу входили М.Ларионов, Д.Бурлюк, И.Машков, А.Лентулов, Н.Гончарова, А.Куприн, Р.Фальк, П.Кончаловский. В качестве активных экспонентов, на выставках "Бубнового валета" выступали М.Шагал, К.Малевич и его группа супрематистов, В.Кандинский и русско-немецкая группа "Синий всадник", В.Татлин и его группа будущих конструктивистов. Общество приняло свой Устав, устроило с 1910 по 1917 годы пять, имевших большой успех, выставок, провело в 1912-1913 годах ряд дискуссий по новейшим тенденциям искусства, издало сборники по той же проблематике.
Общество "Бубновый валет" многими узами оказалось связано с фалангой молодых поэтов-авнгардистов из Франции (Г.Апполинер) и России (В.Маяковский, А.Крученых и др.).
Принципиальными творческими установками русских художников "Бубнового валета" стали: интеграция русского искусства в новейшие художественные процессы в Европе; выработка нового художественного содержания и раскрепощение живописного языка на основе увоения и развития опыта Сезанна, кубизма, немецкого и французского экспрессионизма. Многие "бубновалетцы" в эти годы участвуют на парижских и берлинских выставках (И.Машков, М.Ларионов, Д. и В.Бурлюки и другие). В свою очередь, на выставках "Бубнового валета" в России значительными массивами были представлены немецкие экспрессионисты (Ф.Марк, А.Макке, О.Мюллер, Г.Мюнтер и другие), французские фовисты и кубисты (А.Матисс, М.Вламинк, К.Ван Донген, А.Дерен, Х.Грис, Ф.Леже, Х.Рооз, Ле Факоне, П.Пикассо). В стилевой полифонии ощутимой на выставках художников "Бубнового валета", как на русских, так и зарубежных, стержневым объединяющим моментом являлась их общая приверженность примитиву, а для русских поиски свежих творческих истоков в национальной "низовой" культуре (вывеска, лубок, ярмарочная фотография и тому подобное).
За предреволюционнные годы через выставки "Бубнового валета" прошли почти все авангардные художники России и многие французские и немецкие. Эти выставки в России стали тем постоянным полем, где разыгрывалась драма эстетических страстей на основе формирующегося общеевропейского, и шире общемирового сознания.