Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный Центр современного искусства, Центр современного искусства Баку (Азербайджан) в рамках программы «Сотрудничество» представляют выставку "Оси апшерона". Современное искусство Азербайджана.
Куратор: Виталий Пацюков. Участники: Санан Алескеров, Орхан Асланов, Али Гасанов, Орхан Гусейнов, Ситара Ибрагимова, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Рауф Халилов, Фархад Халилов, Горхмаз Эфендиев
Вернисаж 7 мая 2007 в 17.00 (вход по пригласительным билетам). Выставка открыта с 8 по 20 мая 2007 года.
Мужественная пейзажность Кавказа, вершины его гор, глубокие впадины и открытые долины абсолютно тождественны строению его визуальной культуры. Образность природы и искусства Кавказа живут в едином согласии, словно перетекая друг в друга, составляя единую «рифму» и подтверждая универсальный принцип соответствия. Они обладают целостной энергетикой, особой фундаментальной метрикой и динамической общностью топографии.
Идея проекта – представить современное искусство Азербайджана как эволюционную модель трех поколений художников, продемонстрировать, как сосуществуют в этом искусстве традиционные и новейшие формы художественного высказывания.
Сегодня, когда картина постепенно теряет свою роль в актуальных визуальных системах, художники Азербайджана выстраивают собственную независимую модель, свою уникальную точку зрения на феномен «живопись». Картинная образность в искусстве Азербайджана продолжает настойчиво генерировать иконологические схемы современного визуального сознания, утверждая энергетийные живописные традиции апшеронской культуры.
Ее образность открывается композициями Джавада Мирджавадова, несущими в себе особое состояние высоких «праздничных» художественных стратегий. В пространстве живописи художника содержится иконография персидской миниатюры и средневековых витражей, открытия классического авангарда и поиски постмодернисткой визуальности. Живописные слои художника строятся в избыточной орнаментике, в них мерцает фольклор древнего Апшерона, его магическая мифология, сплавленная с культурой медитации и религиозной символикой.
Насыщенной образности Джавада Мирджавадова противостоит аскетическая драматургия искусства Ашрафа Мурада. Одинокие персонажи его картин напоминают первые пластические знаки универсальных культур, где человек рассматривается древом жизни, основой Вселенной. Своей вертикалью он связывает небо и землю, структурирует пространство Космоса. Его трагическое одиночество оправдывается и гармонизируется самой феноменальностью человека, его целостностью – за пределами истории, погруженной в абсолют «черного», в полноту возможностей, в великие потенциальные смыслы нашего пребывания на планете Земля.
Художественная система координат Горхмаза Эфендиева открывает энергию классической авангардной культуры. Она интегрирует в себе открытия европейского кубизма, русского футуризма, их эволюцию в сложных сюрреалистических формах, завершаясь в едином организме апшеронских традиций. Пространство и человек в визуальности Горхмаза Эфендиева обретает нерасторжимое единство. Все представленные композиции художника объединяются общим названием – «Семья», подчеркивая единство человеческого рода, его таинственные внутренние связи и ценности.
В живописных слоях искусства Фархада Халилова мерцает история рождения мира, его юность и зрелость, пронзительный драматизм конфликтных и просветленных состояний. Пластика художника предлагает физически, тактильно ощутить эту многослойность, ее кристалличность и полифонизм. Перемещаясь в пределах композиции, кисть Фархада Халилова совершает колебательные движения, словно прислушиваясь к океаническим покачиваниям поэтической строки древних эпосов, отождествляясь с их метафорой – мерцающей мозаикой античности.
Новая генерация Бакинской арт-сцены (Санан Алескеров, Орхан Асланов, Али Гасанов, Орхан Гусейнов, Ситара Ибрагимова) представляет искусство фотографии и видеоарта. Ее визуальные стратегии сохраняют «идеальность» свето-теневых состояний классической фотографии и используют европейские технологии нового фотозрения. Феноменальность «новой искренности» искусства Азербайджана живет естественной полифункциональностью, сохраняя полноту художественного действия, где этическое начало и пластические векторы формируют особое интегральное единство. «Оптика» видеоарта Азербайджана не только несет в себе эпическое зрение классического наследия, но и одновременно предлагает технологические формы «электронных» образов современной Апшеронской культуры. Указывая на актуальные перспективы современного искусства Азербайджана, новая художественная генерация подчеркивает устойчивые традиции новейших визуальных систем, не скрывая своей органической соотнесенности с предшествующими культурными ценностями и ориентирами.
Виталий Пацюков