С 3 по 13 февраля 2005 года c 12.00 до 20.00 в "Галерее на Солянке" будет проходить Параллельная программа 1 Московского биеннале современного искусства (Международный проект).
В программу входит:
1. Выставка "Так не говорил Заратустра" - слово, которое можно ощутить телесно; воплотить его пластически, видео аудиально, цифровым, вкусовым и обонятельным образом. Слово, которое можно прочитать, увидеть, услышать, унюхать, съесть.
Взгляд художников обращён на философию, но не на философию вообще, а на философский эксперимент, реализованный Фридрихом Ницше в текстах.
Выставка ориентированно направлена против идеологизации Ницше, в частности против политического радикализма, к которому якобы призывал Ницше и против антисемитизма, которым он будто бы страдал.
…Поль Рикеp сказал, что эпохальный пеpевоpот в истоpии мысли связан с новым искусством кpитиковать мифы и подозpевать истины и ценности людей в том, что они скpывают своими величавыми фасадами нечто неблагообpазное. Тpое больших умов начали эту тpадицию "интеллектуальной недовеpчивости": Маpкс, Ницше и Фpейд.
Ницше оказался самым pадикальным и pешительным из всех. …А поскольку Ницше не позволял себе ни компpометиpующих связей с недоказуемыми экономическими допущениями, как Маpкс, ни с недоказуемыми психологическими гипотезами, как Фpейд, а пpямо вычитывал пpоблему хаоса, случая, доминации
и власти в онтологических аспектах pеальности, то его мысль в наименьшей степени помеpкла со вpеменем. …
Александр Якимович, 2002.
Если обратиться к феномену Ницше в современном историческом контексте, то мы увидим, что 11 сентября и все последовавшие за ним события того же порядка привели к отрезвлению и к потере утопической "человеческой, слишком человеческой" перспективы, связанной с глобализацией вообще и с виртуальной глобализацией в частности, когда казалось, что с развитием коммуникационных технологий исчезнут барьеры между людьми и "alle Menschen Bruder werden". Потеря "человеческой, слишком человеческой" утопии привела к тому, что люди "заглянули в бездну", а, как известно, если "долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя".
… "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем".
Долгий "взгляд в бездну" может спровоцировать появление уходящей в бесконечность безличной имперсональной перспективы. Какой она будет -- "чудовищной" или "сверхчеловеческой" зависит и от изначальной мотивации, и от чистоты "взгляда". "Современное обращение к Ницше это - обращение к безличному, имперсональному, сверхчеловеческому уровню его философствования" (Гройс).
"Сверхчеловеческая" видеоинсталляция выставки "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, -- канат над бездной" как раз и апеллирует к безличному и имперсональному уровню философии Ницше.
К бездне отсылает и решение выставить все объекты, картины, в т.ч. картины из цикла "Так говорил Заратустра", в тёмном зале. Здесь искусство стремится быть едва видимым - свет от экрана "сверхчеловеческой" видеоинсталляции всё же немного проникает в экспозиционное пространство. Чтобы искусство стало "видимым", зритель должен совершить некоторое волевое усилие, взяв, к примеру, фонарик, или надев шахтёрскую каску на голову.
То есть, чтобы "увидеть" картину или объект, он должен сам направить на них луч света.
Куратор: Л.Хейдиз. Участники: Император ВАВА, Г.Виноградов, А.Гольдман, Е.Гороховский, Е.Дронова, Н.Мали, Е.Мыслов, С.Пономарёв, Д.А.Пригов, М.Русаков, Л.Хейдиз, Л.Шмитц.
2. Выставка - слово можно увидеть и услышать, будет проходить в двух залах галереи, один освещён и в нём - видеоинсталляция на большом экране, где будет тянуться канат "от животного -- к сверхчеловеку". Именно тянуться, так как протянуть его автору не представляется возможным. Это будет некий длительный и совершенно бесполезный художественный акт (home video и объект), который имеет право на существование уже в силу своей бессмысленности. Картины на стенах в тёмном зале будут представлять собой как бы нарративно-цитатный фон для "сверхчеловеческой" видеоинсталляции.
На стенах в освещённом зале портреты Лу Саломэ, чувства к которой и "инципировали" Заратустру Ницше.
В полной темноте во втором зале экспонируются собственно картины и объекты. Для желающих увидеть их на входе в тёмный зал можно будет получить диггерскую каску с фонариком или просто фонарик, причём касок и фонариков будет немного.
То есть никакого принуждения к рассматриванию картин и объектов - хочешь, бери фонарик-надевай каску и иди смотреть, не хочешь - не бери фонарик-не надевай каску и не иди смотреть.
3. Фуршет - слово можно унюхать, съесть с мясом двух ягнят, состоится у лестницы, перед входом в большой зал.
На Цитатной скатерти, по кайме которой красным по белому читаем: "Но не одним только хлебом жив человек, а и мясом хороших ягнят, а у меня их двое - пусть скорее заколют их и приправят ароматом шалфея…". Ягнята будут умерщвлены, разделаны, приготовлены и поданы на стол, а само умерщвление-разделка-приготовление зафиксировано рукой художника, закаталогизировано и сброшюровано в книгу, которую можно полистать перед мордой Цитатного осла, реально наполненного вином: "У нас вина достаточно - целый осёл". Хлеба не будет, только вино и мясо: "Как раз хлеба и не бывает у отшельников".
4. Книга Ницше "Так говорил Заратустра" - слово можно прочитать и увидеть.
Книга Ницше "Так говорил Заратустра" на двух языках, с 20 репродукциями картин Хейдиз, презентация которой состоится на выставке, -- это единственная на сегодняшний день художественная попытка визуализации "одного из самых важных текстов Нового времени".
…Образный язык Лены Хейдиз выражает себя часто намеренно плакатно, потому что здесь речь идёт о наглядных скрижалях, которые должны растормошить и разбудить. В то же время язык её образов верен основной задаче художника: художник - это дервиш, который не столько заклинает коллективную память, сколько пребывает в постоянном движении, происходящем в самой мысли и памяти современности.
Лена Хейдиз - это дервиш. Жан-Кристоф Амманн, 2004.