вернуться  

Вымышленная среда
посмотреть
произведения


Присущая человеку мечта о гармонии приводит его к попыткам организовать пространство вокруг себя в соответствии с индивидуальными представлениями о совершенном мироздании. Не удовлетворяясь привычным окружением, некоторые "чудаки" посвящают годы, а то и десятилетия тому, чтобы приблизить действительность к своему идеалу пространственной оболочки существования. Созданные ими монументальные творения нельзя строго отнести к какому-либо определенному виду изобразительного искусства. Эти микрогалактики могут включать в себя элементы архитектурных построек, скульптуры, инсталляции, парковые сооружения и различные объекты, объединенные идеей автора-мечтателя.

    "Миры фантазий", вымышленные ландшафты... Они являются зеркалом души их создателей, которое нередко воспринимается окружающими как кривое. И хотя случаи появления необычных рукотворных образований в пустынных, сельских районах, вблизи мест поклонения известны достаточно давно, традиционное сознание и по сей день не всегда готово адекватно принимать продукт "чуждого" самовыражения независимо от того, кому принадлежит авторство материализованных фантазий: уважаемому члену "просвещенного сообщества", невежественному крестьянину, странствующему паломнику, отшельнику или человеку с потревоженным рассудком. Исторически сложилось так, что любое отступление от "нормы", закрепленной в общепринятых канонах, долгое время расценивалось как угроза или вызов культурным устоям, недостойный внимания и изучения. Даже непривычное вещественное окружение "социально успешных" граждан вызывало опасения современников. В качестве примера можно привести впечатления Иоханна Вольфганга фон Гете и его друга, художника Кристофа Кнайпа, от посещения виллы принца Паллагонии близ Палермо (1787): "Дорога к дому необычно широка, и каждая стена превращена в непрерывный цоколь, на котором превосходные пьедесталы поддерживают странные группы, чередуемые с вазами... Я называю их группами, но это слово не совсем подходяще, поскольку они не являются продуктами расчета или даже каприза; они - просто случайная беспорядочная смесь... Эти фигуры в большинстве своем животные или человеческие монстры..." Фантастическая среда, созданная принцем Фердинандом Гравиной (точнее, под его "идейным руководством"), наводила посетителей на мысль о невменяемости хозяина дома, ибо только сумасшествие воспринималось окружающими как оправдание увиденного. Безоговорочное право "шаг не в ногу" оставалось привилегией безумцев, остальные желающие сконструировать собственный микромир автоматически признавались как минимум чудаками. Вплоть до XX века традиционный скепсис по отношению к занятию "не своим делом" или непрофессиональному творчеству также не способствовал появлению серьезного отношения ко всему, что не вписывалось в рамки привычного. Так, не вызывало одобрения обывателей строительство Совершенного Дворца почтальона Шеваля, возведению которого он посвяти" более 30 лет своей жизни (1879 - 1912 гг.). Лишь благодаря своей монументальности сохранилась знаменитая "Ротенефская скала", на которой в течение 25 лет (1885 - 1910 гг.) аббат-отшельник Адольф-Жюльен Фуре вырезал более 300 каменных фигур, расположенных на площади около 600 квадратных метров, открытой всей океанским ветрам. Многие творения были уничтожены в результате пожаров и вандализма.

    Однако постепенно непонимание и нетерпимость со стороны большинства зрителей-современников сменились живым интересом и восхищением. В этой связи следует упомянуть момент "журналистского преследования" Симона Родия, итальянского каменщика, построившего знаменитые "Уаттские башни" близ Лос-Анджелеса, и тот факт, что Сад Эдена (Канзас, США) - детище Самюэля Перри Динсмура - является национальным достоянием и посещается множеством туристов.

    Всего на сегодняшний день описано более 100 удивительных ландшафтов, разбросанных по всему миру от Калифорнийского побережья Соединенных Штатов до Восточной Европы, Азии и даже Африки ("Дом Совы" Хелен Мартинс), каждому из которых присущ свой неповторимый колорит - колорит "разобусловленного" видения. И хотя мы не можем утверждать, что в элементах фантазийных конструкций совсем не прослеживается влияние тех или иных художественных и культурных "текстов", конечный продукт творчества уникален, так как при его создании автор руководствовался лишь собственным сценарием, весьма далеким от ориентации на традиционные "красивость" и "полезность". Именно поэтому авторство вымышленных сред, как правило, принадлежит художникам-аутсайдерам. Их потребность в альтернативном мире слишком велика, чтобы отказаться от возможности его создания. Обращаясь внутрь собственного Я, аутсайдер получает уникальный шанс отрешиться от внешних информационных потоков и всю жизнь размышлять над своей "Библией", содержание которой открывается нам лишь в художественном преломлении. Ведь ландшафтные произведения автора - это фантастические предметы, образующие нечто целое; они не могут существовать как автономные художественные объекты. Сложное образование, подчиненное мысли творца, не терпит постороннего вмешательства с целью расчленения: оно четко обозначает границу, за которой мы - гости "нереальной реальности". Однако корни креативных процессов могут быть найдены не только в стремлении человека к абсолютной индивидуализации, но и в ощущении близости к природе, фольклорным традициям, примитиву как основе мировосприятия. А потому есть среди визионеров и такие, которые охотно приглашают в свои владения, одновременно поощряя визитера множеством рассказов. Их сознание скорее наивно, чем аутично; придуманная среда для них является средством выражения жизненной философии и своего отношения к реальной действительности. Им не нужна защита от внешнего воздействия, но требуется адекватное самовыражение.

    Степень отвлечения - абстракции - от традиционного понимания мира у "истинных" аутсайдеров и "наивов" различна, однако потребность в создании пространства, предполагающего сращивание человека и его окружения, их взаимное дополнение, одинаково высока. И те и другие абсолютно искренни в своем самовыражении, и те и другие действуют на основании исключительно "внутренних побуждений и порывов". Так что же мешает нам рассматривать ландшафтное творчество как "сырое", но прекрасное в своей дикости; созданное "вне" (outside), но оцененное внутри (культурной системы)?! И если уж предпринятая в XX веке попытка противопоставить Аутсайдер Арт ценностям официальной культуры завершилась его включением в состав этих ценностей, то вымышленная среда является единственным объектом, который нельзя заключить в музейную раму с целью "окультурить" и "вписать".

    Вымышленная среда - решение проблемы взаимоотношений ее создателя с окружающей реальностью. Для нас же это - загадка, странный лабиринт, в котором легко заблудиться, если не знать, где магический выход.



посмотреть
произведения





Введение  //  Искусство аутсайдеров  //  "Новый вымысел"  //  Наивное искусство  //  Вымышленная среда  //  Психопатологическая экспрессия  //  Дарения музею  //  Ссылки

О музее  //  Коллекции  //  Общение  //  Друзья




Copyright © 1996-2001 Outsider Art Museum


вернуться в раздел Коллекции