з музейных собраний осветительных приборов конца XVIII
века, связанных с определенными усадебными интерьрами того времени, останкинское по полноте и разнообразию является единственным в стране.
Из первоначального убранства дворца около двухсот торшеров, бра, подсвечников, канделябров, жирандолей, фонарей, люстр в основном русской и французской работы сохранилось к настоящему времени.
музее также сложилась интересная коллекция русского
портрета XVIII-XIX веков, в которой представлены работы Ивана и Николая Аргуновых, Д.Левицкого, редкие полотна малоизвестных художников Горбунова, Парменова и др.
В коллекции графики и миниатюры XVIII-XIX веков входят произведения лучших российских и иностранных художников.
Дворцовая скульптура представлена в большинстве своем мраморными копиями, выполненными в XVIII веке в Италии с античных оригиналов. В конце XVIII века во дворце было выставлено и тридцать подлинных антиков.
Из них до наших дней дошло только пять.
Помимо антиков украшают интерьеры работы западно-европейских скульпторов Кановы, Лемуана, Буазо, Трискорни и большое количество разнообразных по форме и размерам мраморных, алебастровых и бронзовых
ваз.
орошо подобранное собрание русского, европейского и восточного фарфора, начало которому было положено
еще при фельдмаршале Борисе Шереметеве, содержит редкие образцы ранних изделий. Это в первую очередь относится изделиям Мейсенской мануфактуры. Интересен ранний фарфор производства Севрской, Венской
мануфактур, английских заводов Дерби, Веджвуда, Лонгтон-холла и немецких заводов Тюрингии.
Обширную группу керамики, коллекционирование которой началось еще князьями Черкасскими, составляют редчайшие изделия японского и китайского фарфора XVI-XVIII веков.
Коллекция русских и западноевропейских вееров XVII-ХХ веков основана в 1958 году известным коллекционером Ф.Е.Вишневским и с тех пор значительно расширилась, превратившись в одну из крупнейших
в стране и ценнейших по составу. Основную ее часть составляют веера и опахала, созданные во второй половине XVIII века - времени наивысшего расцвета веерного искусства.
музее хранится обширная коллекция подлинных чертежей,
обмерных рисунков, проектов XVIII века, связанных с проектированием и строительством дворца в Останкине. Наряду с усадебным архивом и библиотекой, часть из которой составляют книги шереметевского
собрания, эти материалы наглядно демонстрируют историю появления уникального замысла, процесс проектно-строительных работ, позволяют вести обширные реставрационные работы не только во дворце, но
и в парке. Начало Останкинскому парку было положено еще в середине XVIII века.
Окончательно он сформировался на рубеже XVIII-XIX вв. и состоял из Увеселительного и Прибавочного садов. Территория Увеселительного сада примыкала ко дворцу и включала в себя несколько гармонично
соединенных элементов ландшафтной архитектуры: регулярную часть с двумя восьмилучевыми аллеями, партер, некогда опоясанный аллеями "берсо", насыпную горку Парнас, несохранившиеся ныне "собственный садик" и
кедровую рощу, а также несколько участков в модном тогда "английском", т.е. пейзажном стиле. В этом же стиле был спланирован и обширный Прибавочный сад с несколькими живописными прудами. Немногочисленные
парковые строения до наших дней не сохранились, но имеющиеся чертежи позволяют восстановить их в процессе реставрации Увеселительного сада.
Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами: в последние годы ведущиеся реставрационные работы позволили открыть для
посетителей театр, часть парадных залов и парк.