Принудив к капитуляции венгерские революционные войска, Паскевич вновь возвращается к административной деятельности в Польском крае. В феврале 1854 г., вскоре после начала Крымской войны, Паскевич был назначен главнокомандующим Западной и Южной армиями. Но в мае того же года покидает армию, направляется для лечения сначала в Яссы, а затем в Гомель, где и умирает в январе 1856 г.
Менее известен был, как при жизни, так и после смерти, Паскевич-мемуарист. Он не только не стремился обнародовать свои воспоминания, но в ряде случаев готов был даже прибегнуть к мистификациям, чтобы скрыть авторство. В связи с чем и до сих пор затруднительно определить степень его личного участия, а также обстоятельства и время написания того или иного раздела из всей совокупности его мемуарного наследия, состоящего из различных набросков, черновиков, многочисленных редакций, законченных и уже опубликованных произведений.
Воспоминания Паскевича начинаются с описания событий русско-турецкой войны с 1806 по 1810 г. включительно (воспоминаний, относящихся к более раннему периоду, не обнаружено). Затем следуют публикуемые ниже «Походные записки» о войне 1812 г., которые охватывают период от начала кампании и до Бородинского сражения и представляют собой самостоятельное законченное произведение мемуарного характера.
В основу настоящей публикации положена окончательная редакция «Походных записок», которая представлена двумя рукописями (РГИА. Ф. 1018. Оп. 9. Д. 165. Л. 1-97 об.; Д. 172. Л. 1-81 об.). Обе рукописи беловые, написаны писарским почерком, на первой из них сделаны неизвестной рукой карандашные исправления и дополнения, во второй, являющейся копией с первой, которая ей, таким образом, предшествовала, эта правка включена в текст рукописи. Кроме того, во второй рукописи отсутствуют два фрагмента: описание Бородинской битвы со слов «при селе Бородино место, избранное для сражения...» до конца и отрывок из описания соединения армий под Смоленском со слов «овладеть Смоленском...» до слов «...через Днепр». На полях этой рукописи имеется несколько карандашных помет, сделанных той же рукой, что и правка в первой рукописи, судя по ссылкам на книгу М.И. Богдановича «История Отечественной войны 1812 г.» (СПб., 1859-1860. Т. I-III) уже после смерти Паскевича.
Текст «Походных записок» печатается по второй рукописи, за исключением двух вышеупомянутых фрагментов, сохранившихся только в первой рукописи, по которой они и воспроизводятся.
Помимо публикуемой в настоящем издании окончательной редакции мемуаров Паскевича о войне 1812 г., сохранились еще две черновые редакции его мемуаров. Судя по характеру изменений и правки текста, работа над ними велась до оформления окончательной редакции (РГИА. Ф. 1018. Оп. 9. Д. 172. Л. 91-98 об., 99-164а). Эти черновые редакции написаны почерком, идентичным почерку карандашных дополнений и исправлений в текстах окончательной редакции. Принадлежность почерка не установлена; по всей видимости, их писал кто-то из приближенных Паскевича. Первоначально повествование в черновых редакциях велось от 3-го лица, затем 3-е лицо исправлено на 1-е, и изложение уже велось, таким образом, от имени самого Паскевича.
Текст окончательной редакции написан на бумаге с филигранями, относящимися к 1830 г. (Здесь и далее датировка филиграней и штемпелей осуществлялась по кн.: Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVIII-XX вв. М., 1959.) Но текст, предыдущих, черновых редакций написан на бумаге со штемпелями 1833-1834 гг. Следовательно, дошедшие до нас тексты «Походных записок» Паскевича начали
74