Н.И. Иванов «Инженерные работы на Бородинском Поле в 1812 году»
Дороги к Бородиниской позиции
(Дать диспозицию передвижения русской армии от Колоцкого монастыря к селу Бородину с перечислением всех населенных пунктов, проходимых войсками, и схему-карту к этому).
После того, как 1-я и 2-я Западные русские армии приняли отведенные им места на Бородинской позиции от квартирмейстеров под руководством подполковника Свиты ЕИВ по квартирмейстерской части П.И. Нейгардта[1], то командиры корпусов, готовясь к оборонительному бою на следующее утро, обязаны были уже с середины дня 22-го августа, не дожидаясь распоряжений высшего начальства, наметить необходимые укрепления на позиции, занимаемой их войсками, и начать работы по возведению этих укреплений, чтобы уже в ближайшие часы иметь некие опорные пункты. Подобное укрепление позиций делалось всегда, в частности на местах лагерных ночлегов главных сил русских у Царева-Займища, Ивашова, Дурыкина, Колоцкого монастыря.
Там на стыках позиций корпусов за одну ночь возводились и были готовы к утру укрепления даже в том случае, если армии наутро покидали эти места. Поэтому и на Бородинском поле эти работы во многих местах были начаты к вечеру 22-го августа силами солдат воинских частей с использованием собственного табельного шанцевого инструмента.
Все командиры знали правила сооружения временных полевых укреплений, поэтому терять время на пустые разговоры и рассуждения о формах укреплениях никто не собирался, да и не имел никакого права.
Избранная Бородинская позиция была очень удобна для русских, о чем свидетельствуют многие участники сражения со стороны неприятеля. Она имеет некоторые уникальные особенности. Это не только обрывистые и крутые, голые тогда берега речки Колочи на протяжении от села Бородина до впадения речки в реку Москву, это не только леса и рощи, мешающие действиям неприятеля в предполье основной линии, это не только леса в тылу главной позиции, скрывающие русские резервы и их передвижения; это не только овраги, расположенные поперек направления атак неприятеля, но это и дороги, хорошие и плохие, ведущие к главной позиции русских.
Обычно не учитывают, что вокруг села Бородина проходило много дорог, ведущих с запада, и радиально сходящихся в Можайске. По всем этим дорогам мог подходить неприятель. Все эти дороги были известны, но не все они могли быть надежно перекрыты русскими воинскими частями из-за ограниченности численного состава. Вот эти дороги, начиная с севера:
1. Старая Клушинская дорога, названная позднее «Гжатским торгово-проселочным трактом». Эта дорога существовала ранее Старой Смоленской. Она шла по левому берегу реки Москвы, пересекала ее перед Можайском у Марфина Брода. Ныне, когда русло Москва-реки северо-западнее Бородинского поля исчезло в Можайском водохранилище, от этой дороги просматриваются лишь отдельные, но весьма значительные фрагменты.
Дорога эта была удобна, как зимой, так и летом. Она проходила по сухим, возвышенным местам, пересекая многие ручьи и неглубокие овраги…
При описании и характеристике Бородинской позиции историки почему-то напрочь забывают эту дорогу, хотя она проходила почти по равнине в безлесной местности, вблизи широкой луговой поймы реки Москвы и была очень удобна для передвижения многочисленной наполеоновской кавалерии на Можайск в обход всей русской армии, расположенной на юг от правого берега Москва-реки.
Новый Смоленский почтовый тракт – основную операционную линию Наполеона – между селом Дровнино и деревней Твердики пересекает речка Лусянка, правый приток реки Москвы, которая течет с юга на север. Она как бы заманивала неприятеля своей широкой поймой к селу Мышкину (ныне у северо-западного берега Можайского водохранилища), то есть к Клушинской дороге (она же Гжатский тракт). Именно здесь продвинулась баварская дивизия легкой кавалерии и у Мышкина была встречена с боем на этой Клушинской дороге отходящим арьергардом полковника А. Крейца. Следующий бой Крейца с наступавшей неприятельской кавалерией был утром 24 августа у села Глазова.
Кутузов, конечно, своевременно был извещен об этих боях и неспроста настороженно относился к угрозе движения масс противника по Гжатскому тракту на Можайск.
Помимо названной выше дороги, обеспечивающей противнику обход главной русской позиции у села Бородино, севернее ее, вдоль левого берега Москва-реки, имелись и другие дороги разной проходимости, уже пройденные располагающимися на Бородинской позиции войсками.
(Дать схему дорог, идущих с запада на восток через позицию русских войск у Бородина и дать таблицу ширины этих дорог с учетом использования безлесных, незаболоченных пространств по сторонам этих дорог и бродов р. Москвы.)
Такими дорогами были:
Обычная проселочная, узкая, грунтовая дорога через Большие Сады, Грязи, Романцево, Лочиново с разветвлением отсюда на Старое Село, Маслово, Криушино, затем на Новое Сельцо, Горки, а также на Малое Сельцо, Татариново. По ней шли и могли продолжать движение к Можайску основные контингенты 5-го армейского корпуса Евгения Богарне.
Новая Смоленская столбовая, почтовая дорога, идущая от Гжатска на Можайск. Она была создана на основе местных проселочных дорог при Петре I для удобства доставки хлебных запасов в Санкт-Петербург с перевалкой сухопутного груза на барки у Гжатской пристани с дальнейшим следованием водным путем по системе рек и каналов. Эта дорога была окончательно благоустроена во второй половине XVIII века, на ней были поставлены верстовые столбы. Ее соорудили трехполосной с обваловкой и кюветами для каждой полосы, которые были обсажены при Екатерине II березами. Общая ширина проезжей части была около 56 метров. У дороги был общий для всех дорог того времени недостаток: она была грунтовой, подверженной осенне-летней распутице и имела сужения до 4-х – 6-ти метров в местах переброшенных через речки и ручьи мостов. Мосты были деревянные и не везде поддерживались в безопасном для проезда состоянии. Именно эта дорога служила для передвижения главных сил Наполеона с запада от Гжатска к Бородину.
Новая Смоленская дорога существовала только на отрезке Можайск – Царево-Займище. Она ответвляется от Старой Смоленской дороги, так называемой «Смолянки», у западного предместья Можайска, проходит через село Бородино на Гжатск и далее через село Колокольня спускается к югу, где у села Царево-Займище, вновь соединяется со Старой Смолянкой и далее тянется через Величево, Теплуху, Федоровское, Вязьму на Дорогобуж и Смоленск уже под названием Старой Смоленской дороги (Старой «Смолянки»).
Южнее Новой Смоленской дороги в районе Бородинского поля проходят следующие дороги, также влияющие на формирование системы обороны русских армий на избранной при Бородине позиции.
– Проселочная грунтовая дорога: Колоцкий монастырь, Фомкино, Алексинки, Бородино, Захарьино, Новое Сельцо, Старое Село.
– Такая же проселочная дорога от Колоцкого монастыря через дер. Бурково на деревню Рыкачево (ныне Рогачево) и далее в Доронино, с ответвлением на село Ельню, на Шевардино, деревни Семеновское, Псарево, Татариново, то есть к Смоленскому почтовому тракту.
– Старая Смоленская дорога. («Смолянка») – древняя, несколько моложе Клушинской, грунтовая, шириной не более 4–6 метров, проходит по водоразделу между притоками реки Москвы и рекой Протва, притоком Оки. На водоразделе много болот, служащих истоками мелких речек, питающих бассейны Протвы и Колочи. Из-за болот эта дорога имела разные трассы: зимнюю, более прямую, через промерзшие болота, и летнюю, в объезд болот, что особенно выражено западнее Можайска, где к югу и юго-западу по сей день имеются обширные болота, несмотря на проведенные осушительные каналы, которые очень испортили древнюю местную экологию. (Болота вокруг Можайска служили угодьями для великокняжеской и царской охоты на болотную дичь еще в XIV–XVII вв.).
Эта Старая Смоленская дорога, отделяясь от Новой Смоленской у Царева-Займища, шла через Шапкино, Острог (Хващевку), через село Ельня на деревню Утица и далее, разделяясь на зимнюю и летнюю, входила в Можайск через западную и южную заставы города.
Дорога эта имела огромное значение в Бородинском сражении из-за продвижения по ней 5-го армейского корпуса князя Ю. Понятовского. Сыграла свою роль и полная неосведомленность штаба Наполеона о трудной проходимости Старой Смолянки, стиснутой между болотами и образующей в лесистой местности узкие дефиле по гатям, которые, к тому же, были преднамеренно разрушены русскими инженерными войсками–пионерами.
Также большое значение для Бородинской позиции имели местные крестьянские, проселочные, полевые и лесные дороги, лежащие южнее Старой Смолянки, особенно вблизи ее, будучи не уже и не хуже по проходимости, чем Старая Смолянка.
Сюда относятся:
а) Проселочная дорога от села Ельня на деревню Артемки и далее на деревню Мышино, сельцо Псарево, сельцо Татариново и Звягино на Смоленском большаке. Именно здесь была произведена безуспешная попытка кавалерии Понятовского обойти позицию войск Багговута в день генерального сражения.
б) Такого же типа дорога, расположенная еще южнее, но параллельно Старой Смолянке, проходит из Ново-Васильевского в деревню Знаменка, Фомино, Алексеенки, село Сивково и далее через Новосурино в Можайск, где входит в город с его южной заставы.
Все перечисленные дороги, по которым мог пройти неприятель, создавая разной степени угрозы, необходимо было надежно перекрыть укреплениями и боевыми частями двух русских армий. При невозможности это сделать из-за численного недостатка имеющихся российских войск, необходимо надежно наблюдать фланговые дороги, что позволяло своевременно принять контрмеры, сводящие к нулю замыслы неприятеля.
Имеющиеся в распоряжении М.И. Кутузова на Бородинском поле семь пехотных корпусов могли оборонять фронт протяженностью не более 8,5 километров, так как один корпус мог растянуться не более как на 1200 метров.
Фактически же это расстояние между обороняемыми флангами русской армии сокращалось, так как на утро 25 августа в резерве оставались 3-й пехотный и 5-й гвардейский корпусы. Таким образом, обороняемая линия сокращалась вначале, фактически, до 6 километров.
Угрожаемое же расстояние между крайними из перечисленных северных и южных дорог составляет более 25 километров. Эти удаленные фланги надежно прикрывались и наблюдались казаками. Там не требовалось строительства укреплений, так как без надлежащей своевременной обороны регулярными войсками подобные укрепления оказались бы бесполезными.
Казаки на флангах основной позиции русских при Бородине составляли службу наземного наблюдения, оповещения и связи с командным пунктом М.И. Кутузова, находящимся в день сражения на горе Городища, а ранее, в дни перед сражением в Бородине, Горках, Татаринове.
Северный фланг русских охраняли два полка из казачьего корпуса Платова, растянувшихся пикетами – от Старого Села на 12 верст к северо-западу до деревни Авдотьино на реке Искона. Столько же казаков охраняло южный фланг от Артемок по реке Мжут до реки Протва. При этом происходило и укрепление позиции. Казаки (и из других полков) выполняли деструктивную, разрушительную часть инженерных работ: портили мосты, броды, гати через болота, жгли деревни, уничтожали местные запасы сена и провианта.
Учитывая перечисленные пути возможного подхода неприятеля к Бородинской позиции, а также как благоприятные, так и слабые топографические особенности будущего места генерального сражения, русские войска сразу же приступили к инженерным работам, усиливающим обороноспособность их позиции.
Переход двух русских армий с Колоцкой позиции на Бородинскую, начавшийся ранним утром, до рассвета, в четверг22-го августа, закончился всеми войсками, кроме арьергарда Коновницына, лишь после полудня, хотя пройти пришлось лишь 10–12 верст.
[1] 22 августа размещался с частью офицеров Свиты в господском доме в селе Бородине.
|