|
Древнерусское декоративно-прикладное искусство XIV-XVII вв
Ризница. Интерьер зала XVII в.
|
 снову экспозиции "Древнерусское декоративно-прикладное искусство XIV - XVII вв." составили произведения шитья шелком и жемчугом, ювелирного искусства и мелкой пластики, хранившиеся в ризнице, сокровищнице Троице-Сергиева монастыря. Это главным образом вклады (дары) великих Московских князей, царей, церковных иерархов, боярских и дворянских семей. В экспозиции представлено более 400 выдающихся произведений.
Ковчег-мощевик. 1410 - 1429.
|
Здесь можно увидеть древние нагрудные иконки XIII - XIV вв., хранящие в своей символике тесную связь с язычеством, которые являются редкими памятниками периода монгольского нашествия, и даже уникальный пример медно-литого змеевика XII в. Богатая коллекция произведений ювелирного искусства и лицевого шитья XV - XVII вв., позволяет проследить развитие этих видов прикладного искусства на протяжении нескольких веков.
Ризница. Витрины зала конца XIV - начала XV вв.
|
Среди древних шитых произведений представлен покров на гроб преподобного Сергия Радонежского XV в., являющийся самым древним изображением знаменитого основателя Троице-Сергиева монастыря; две подвесные пелены под икону письма Андрея Рублева "Троицу": одна, подаренная в 1499 г. великой московской княгиней Софьей Палеолог, супругой великого князя Ивана III; вторая - вклад отца Ивана IV Грозного Василия III. Шитье шелком, серебряной и золотной нитью XVI в. представлено покровами на гроб Сергия и Никона Радонежских, выполненных в царской мастерской, уникальной плащаницей, созданной в мастерской Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного, и другие произведения. Орнаментальное шитье представлено в экспозиции покровцами для церковных сосудов, священническими облачениями и головными уборами. Уникальным произведением этого вида шитья является подвесная "Жемчужная пелена" под икону А. Рублева "Троицу", подаренная царем Борисом Годуновым. Это замечательный пример работы вышивальщиц жемчугом и золотной нитью, а также мастеров-ювелиров, украсивших ее многочисленными фигурными золотыми пластинками и дробницами с черневыми изображениями святых и гравированным орнаментом.
Каждый период развития ювелирного искусства представлен в экспозиции высокохудожественными произведениями, связанными с известными историческими личностями. Здесь и серебряное кадило, выполненное троицкими мастерами в 1408 г. и принадлежавшее игумену монастыря Никону Радонежскому, и золотой потир с мраморной чашей, украшенной тончайшим сканным орнаментом, сделанный московским ювелиром Иваном Фоминым и подаренный в Троицкий монастырь великим московским князем Василием II Темным в 1449 г., и работы резчика и ювелира троицкого монаха Амвросия.
Ризница. Зал искусства конца XVI - начала XVII в.
|
Среди драгоценных уборов икон XV-XVI вв. - золотые оклады, украшенные сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчугом на икону "Троица", подаренные Иваном Грозным и Борисом Годуновым, золотой чеканный оклад на икону "Сергий Радонежский", вложенный царем Федором Иоанновичем.
Кружки. XVII в. Серебро, гравировка.
|
Коллекция древнерусского декоративно-прикладного искусства, представленная в экспозиции музея, является подлинной национальной сокровищницей.
|

Copyright (c) 1999 Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
|