|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Этноджинс: все оттенки индиго
Национальный музей Республики Коми приглашает посетить выставку "Этноджинс: все оттенки индиго". В текстильном собрании Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) выделяется группа памятников, цвет и фактура которых определяет их сходство с джинсовыми изделиями. В то время как в Новом Свете были созданы первые джинсы, на огромном евразийском пространстве уже бытовали изделия всех оттенков индиго – цвета, ставшего культовым. Представленные на выставке детали костюма и предметы интерьера характеризуют развитие данной текстильной традиции у народов России и сопредельных государств на протяжении столетия – с середины XIX до середины XX века. Конопляные и льняные ткани синего цвета прочно утвердились в культуре славянских и финно-угорских народов. Из так называемой «синюхи» шили и будничную, и праздничную одежду, головные уборы. Синий цвет в костюме являлся и возрастным маркером, указывающим на преклонный возраст человека. У некоторых тюркских народов одежда синего цвета использовалась в обрядах перехода – похоронных или свадебных. Этот цвет воспринимался как небесный, священный. Для окраски ткани традиционно применяли кубовое крашение. Название возникло благодаря способу приготовления красителя: его необходимо было настаивать в специальных чанах – кубах. Искусные мастера – синильщики, красильщики – могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до светло-голубого. В джинсовом стиле эта цветовая гамма считается классической. Знаменитые набойчатые ткани синего цвета издавна известны русским, украинцам, армянам, азербайджанцам, узбекам, таджикам, мордве и др. Набойка, самая дешевая из всех разновидностей узорных тканей, широко применялась в быту. Ее использовали, прежде всего, для изготовления одежды, предметов убранства жилища: скатертей, полотенец, занавесок. Этот орнаментальный прием вполне соотносим с современными рисунками-принтами на дениме – плотной ткани саржевого переплетения. Традиция украшения синей ткани полихромной вышивкой представлена образцами женской одежды, головных уборов, деталями костюма. Такой способ декорирования подобен популярной в 1970-1980-х годах вышивке на джинсовой одежде. Зачастую при изготовлении одежды, обуви, аксессуаров в одном изделии могли сочетать разные по цвету и фактуре материалы, создавая оригинальные орнаментальные композиции в технике лоскутного шитья, чрезвычайно распространенного в наши дни вида творчества. Особой группой текстильных памятников являются предметы одежды, сшитые из полосатой или клетчатой ткани в сине-белой гамме, получаемой в результате использования в процессе тканья нитей двух цветов – натурального (или отбеленного) и синего. Данный технологический прием также весьма востребован в настоящее время при изготовлении тканей. Традиционные изделия выглядят очень актуально, а подчас и чрезвычайно модно, прежде всего, благодаря цвету, который обеспечивает визуальное сходство с современным джинсовым текстилем. Этнографические памятники, представленные на выставке, являются не только уникальной источниковедческой базой для исследователей, но и представляют большой познавательный интерес для всех, кто интересуется историей традиционного текстиля народов Евразии. Выставочный зал, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 6. Справки по телефонам: (8212) 44-21-34, 89087164084. www.museum.ru/N76782 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |