МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

IV Международный фестиваль камерной музыки Vivarte в Третьяковской галерее

c 26 мая по 2 июня 2019Москва
ОРГАНИЗАТОРЫ: Государственная Третьяковская галерея и культурно-благотворительный фонд "U-ART: Ты и искусство"

ПРЕЗИДЕНТ ФЕСТИВАЛЯ Ивета Манашерова

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕСТИВАЛЯ Борис Андрианов

IV Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE по уже сложившейся традиции пройдет в зале Врубеля Третьяковской галереи. Каждый год фестиваль создает особую художественно-музыкальную атмосферу. Концепция проекта неизменно рождается в творческом диалоге культурно-благотворительного фонда "U-ART: Ты и искусство" Иветы и Тамаза Манашеровых, заслуженного артиста России виолончелиста Бориса Андрианова и специалистов Третьяковской галереи.

В этом году фестиваль посвящен выставке Эдварда Мунка, которая проходит в музее с середины апреля до середины июля, и русско-скандинавским связям конца XIX - начала XX века в изобразительном искусстве, музыке и литературе. В концертах VIVARTE-2019 принимают участие известные норвежские и датские музыканты, которые редко выступают на российской академической сцене.

Проведение концертов в окружении произведений Михаила Врубеля на этот раз особенно удачно. Врубель является, пожалуй, самым ярким среди русских художников выразителем идеи гезамкунстверка - совершенного произведения, объединяющего разные сферы искусства, - которая царила на рубеже веков в философии символизма и стиле модерн. Врубель и Мунк - художники одного поколения, со схожим трагическим мироощущением, "говорящие" на новом, непонятном их современникам "языке". Для устроителей фестиваля также было интересно проследить очевидную или неочевидную общность скандинавской и русской живописной и музыкальной традиций. Такой цели способствует программа фестиваля, в рамках которой каждый из шести концертов будет сопровождаться показом картины одного из русских художников этого времени и рассказом специалистов Третьяковской галереи об ее художественных особенностях. Все произведения были специально отобраны для того, чтобы продемонстрировать те или иные качества, родственные творчеству Мунка и скандинавской живописной традиции в целом. В то же время каждое полотно созвучно музыкальной теме вечера.

Знакомство русского зрителя с "северным" искусством впервые состоялось в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, где были показаны работы финских художников. Через год Сергей Дягилев тщательно отобрал и привез в Санкт-Петербург на "Скандинавскую выставку" около трехсот лучших, как он считал, произведений 74 авторов. Среди экспонируемых работ был автопортрет Эдварда Мунка. Еще через год состоялась совместная выставка русских и финских художников, обнаружившая совпадение их творческих устремлений. Причинами этого сходства были и близость политических и духовных процессов в северных странах, и сходные климат и природный ландшафт.

В день открытия фестиваля 26 мая прозвучат произведения норвежских композиторов - Эдварда Грига и его последователя Арнльота Хельдоса - и "венгерского Брамса" Эрнё Донаньи в исполнении российских и норвежских музыкантов. Одновременно будет показан пейзаж "Лунная ночь. Большая дорога" (1897-1898) Исаака Левитана. Тревожное ощущение, переданное живописным ноктюрном, созвучно не только скандинавской музыке, но и общему эмоциональному строю произведений Эдварда Мунка. Мотивы белых ночей, таинственность атмосферы и элегичный лад были свойственны эстетике северного модерна и символизма.

Второй концерт, который состоится 27 мая, напротив, будет посвящен мажорным произведениям русских композиторов Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича и основоположника современной датской композиторской школы Карла Нильсена. Впервые в Москве по приглашению VIVARTE выступит датский духовой Квинтет имени Карла Нильсена. Жизнеутверждающему характеру музыки будет вторить эскиз к картине Филиппа Малявина "Вихрь" (1905). Художественное сопоставление работ Малявина и Мунка строится на общей для них экзистенциальной метафоре "жизни как танца". Правда, у русского художника это стихийный бесконечный хоровод, а у норвежского - вальс с чередой пар и сменяющих друг друга партнеров. Сходной кажется и цветовая гамма их произведений: так, оба мастера воспринимали красный цвет как цвет страсти.

28 мая Дмитрий Синьковский и его ансамбль La Voce Strumentale при участии норвежской гамбистки Хенрикке Рюннинг, впервые выступающей в России, исполнят музыку барокко. Произведения Иоганна Себастьяна Баха и Иоганна Пфайффера войдут в резонанс с темой страстей, осмысляемых как страдание. У Эдварда Мунка подобное понимание жизни породило новый художественный язык, который позже назвали экспрессионизмом. Разные интерпретации классического "страстного" сюжета можно увидеть на полотнах "Несение Креста" (1924) Михаила Нестерова и "Голгофа" (1900) Мунка, отсылающих зрителя к новым смыслам.

Четвертый музыкальный вечер - 30 мая - назван сольным "портретом" российско-британской пианистки Екатерины Апекишевой, в исполнении которой прозвучат произведения Франца Шуберта, Йозефа Гайдна, Леоша Яначека, Сергея Рахманинова и цикл Сергея Прокофьева "Мимолетности". Во время концерт будет показан "Портрет Надежды Юрьевны Станюкович" (1903) кисти Виктора Борисова-Мусатова. Надежда Станюкович была другом и музой художника, и умерла в психиатрической больнице у него на руках. Ее судьба созвучна трагическим событиям в семье Мунка; ранний уход матери и старшей сестры Софи, длительная нервная болезнь другой сестры - Лауры, породили страхи и переживания художника и определили основные темы его картин. Кроме того, данное произведение отсылает зрителя к творчеству Мунка, для которого сходство с портретируемым заключалось в передаче своего видения и ощущения модели. Эти же нюансы важны и для русского художника-символиста.

31 мая прозвучат произведения великого норвежца Эдварда Грига, а также советских классиков Дмитрия Шостаковича и Рейнгольда Глиэра в исполнении Юлиана Рахлина, Сары Макелрави, Бориса Андрианова, Итамара Голана и британско-норвежского скрипача-виртуоза Чарли Сиема, играющего на инструменте "дель Джезу" работы Джузеппе Гварнери. Живописным фоном вечера станет картина "Любители бури" (1908) "голуборозовца" Петра Уткина. Смятение, противоречивое состояние восторга и меланхолии, выраженные своеобразным расположением фигур в пейзаже, колористическим строем, сложным ритмом мазков и линий, да и самим названием, близки скандинавскому живописцу.

Программа концерта 1 июня составлена из выдающихся фортепианных квартетов, созданных Вольфгангом Амадеем Моцартом, Антонином Дворжаком и Иоганнесом Брамсом. Исполнит их международная команда "корифеев" VIVARTE: скрипач Юлиан Рахлин, альтистка Сара Макелрави, виолончелист Борис Андрианов и пианист Итамар Голан. Сложная и разнообразная картина существования человеческого духа - от бурных порывов до разочарования, от стойкости и радости преодоления до полной апатии, от пылкости до мягкости - предстанет перед слушателем. Зрительный ряд будет дополнен эскизом русского художника, "предтечи экспрессионизма" Николая Ге "Христос и Никодим" (1889) - финальным аккордом скандинавско-русских музыкально-художественных параллелей.

2 июня в рамках "Музыкального променада", по традиции завершающего фестиваль, пройдут открытые концерты на площадках трех внутренних дворов: Инженерного корпуса Третьяковской галереи, Дома С.В. Рахманинова и Башмет-центра. Участники музыкальных программ - ансамбль "Русский Ренессанс", Российский квартет саксофонистов и сборный состав во главе с гитаристом Дмитрием Илларионовым, автором проекта "Сати-видения / Satie's-fiction". Одной из важнейших составляющих проекта, основанного на новых прочтениях музыки эксцентричного французского композитора рубежа XIX-XX века Эрика Сати, является видеопроекция одного из самых интересных представителей современного видеоарта, художника и музыканта Алексея Чоя.

Вход на все концерты променада, кроме программы "Сати-видения / Satie's-fiction", - свободный.

Билеты на фестиваль дают право на бесплатное посещение основной экспозиции Третьяковской галереи. Билеты на открытие и закрытие включают также посещение выставки "Эдвард Мунк" с 18:00 в день концерта.

Специально для тех, кто не сможет присутствовать на концертах, организованы онлайн-трансляции на сайте Культура.рф и в социальных сетях, что позволяет фестивалю значительно увеличить аудиторию и выйти далеко за пределы камерного зала.

Сайт фестиваля: www.viv-arte.ru

www.museum.ru/N72953
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: музыкальные, праздники


 
новости и события: 26.04.2024
 x    ?  

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru