МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

c 30 мая по 20 июляСанкт-Петербург
30 мая 2025 года в музее-заповеднике «Царское Село» откроется выставка «Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII – XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа». Эта выставка – продолжение совместного проекта Государственного Эрмитажа и ГМЗ «Царское Село», который представляет предметы из коллекции российских императоров в павильоне «Арсенал».

Девятая по счёту экспозиция знакомит с огнестрельным оружием Оттоманской Порты. В отличие от иных народов исламского мира, турки-османы рано осознали всю важность огнестрельного оружия – их военные успехи рубежа XIV–XV столетий во многом были обеспечены употреблением артиллерии и ружей. Важно отметить, что основой экономики Османской империи на протяжении длительного времени была военная добыча, отсутствие побед ставило под угрозу само существование государства. Поэтому ружья как залог военного превосходства не только заняли важное место в комплексе вооружения османской армии, но и активно совершенствовались.

К середине XVI века ручное огнестрельное оружие начинает активно использоваться янычарами, и еще через столетие османская элитная пехота почти полностью была вооружена ружьями: Кочибей Гемюрджинский сообщает (1640), что при выступлении султана в поход впереди шла янычарская пехота (общей численностью около 35 000 человек), вооруженная 20 000 ружей.

К концу столетия на смену фитильным замкам приходит новая система – кремнево-ударная, а использование при изготовлении ружейных стволов сварочного дамаска – упругой стали, делавшей их стойкими на разрыв, – начинается практически с самого появления ручного огнестрельного оружия. В целом же конструктивные особенности османских ружей, к которым относятся замок средиземноморского типа микелет, форма целика, представляющего собой щиток треугольной формы, выполненный из единого куска металла вместе со стволом с одним или несколькими отверстиями, и массивный пятиугольный приклад сложились к XVII веку.

Производству огнестрельного оружия в Турции придавалось большое значение. Крупные государственные центры по его производству имелись во всех больших городах и крепостях империи и ее провинций: Стамбуле, Эрзеруме, Дамаске и других. Кроме того, огнестрельное оружие производилось в бесчисленных частных мастерских Анатолии и, конечно, на Балканах, где оружейное производство имело давнюю историю. Так, например, в Которе в середине XV века работало 24 оружейника, в Херцег-Нови правитель Стефан Вукчич (1404–1466) основал оружейную мастерскую, болгарский Никополь как крупный оружейный центр упоминает Эвлия Челеби.

Типология балканских ружей XVII–XIX веков чрезвычайно разнообразна, практически у каждой народности имелись свои отличительные черты. При этом существовал интенсивный оборот оружия по всему полуострову, так что отличительные черты одной области проявлялись в совершенно другой. Однако были и общие для всех характеристики, например, удлиненные по сравнению с османскими или европейскими ружьями стволы и укороченные приклады. Эта особенность объясняется географическими условиями использования ружей: в горной местности вес и точность на дальних дистанциях (которую обеспечивали также и удлиненные стволы) были решающим фактором. Балканские ружья оснащались в большинстве своем замком типа морлак, имевшим более плавные очертания, нежели микелет, стоявший на османском оружии.

Широкое распространение получили и европейские кремневые замки итальянского производства. Следует отметить большое значение итальянского, в первую очередь венецианского, экспорта в оружейном деле Балканского полуострова – поставлялись не только замки, но и стволы, а порой даже и готовые ружья, лишь украшавшиеся местными мастерами.

Выбор ружей для выставки обусловлен не только общностью их происхождения. Как известно, с 1827 года экспонаты коллекции императора Николая I зарисовывались художником-миниатюристом Алоизием Петровичем Рокштулем (1798–1877). С 1835 года началось литографирование этих рисунков, которое закончилось лишь в 1853 году. Результатом этой работы стало издание альбома под названием «Musee de Tzarskoe Selo ou Collection d’Armes de Sa Majeste l’Empereur de toutes les Russies» («Царскосельский музей или коллекция оружия Его Величества Императора Всероссийского»), содержавшего 180 таблиц с изображениями предметов Арсенала, а также предисловие и аннотации, написанные заведующим императорскими Библиотекой и Арсеналом Флорианом Антоновичем Жилем (1801–1865). На таблице CXXIII этого альбома изображены экспонируемые ныне предметы. В Царскосельском Арсенале все ружья, кроме арнаутки, находившейся в Индо-мусульманской комнате, были выставлены в составе композиций-трофеев в Турецкой комнате.

Кураторы выставки:

Всеволод Николаевич Образцов, заведующий Сектором оружия Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа;

Сергей Александрович Маньков, старший научный сотрудник ГМЗ «Царское Село», кандидат исторических наук.

Уникальные экспонаты из собрания Государственного Эрмитажа можно увидеть в павильоне «Арсенал» Государственного музея-заповедника «Царское Село» до 20 июля 2025 года.

www.museum.ru/N87024
Ваше мнение »»

»»Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 465-2024 (автоответ.), 465-9424 (экс. бюро)
URL:tzar.ru
EMail:museum@tzar.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 03.06.2025
 x    ?  

Конференция «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы»

Историко-просветительская конференция "Актуальность Суворовского наследия в Год защитника Отечества"

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Международный фестиваль «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru