МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Из истории Московского Дома фотографии. Памяти Михаила Голосовского

c 5 марта по 1 июняМосква
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку "Из истории Московского Дома фотографии. Памяти Михаила Голосовского".

В 2024 году ушел из жизни Михаил Голосовский - один из важнейших представителей немногочисленной плеяды советских коллекционеров русской фотографии. Впервые мы встретились в 1995 году. В это время я уже готовила Первую международную "Фотобиеннале" в Москве и работала в Музее Москвы, на базе которого собирала начало коллекции нового музея - Московского Дома фотографии (МДФ), открывшегося в 1996 году. С Михаилом Голосовским нас объединил интерес к творчеству Александра Гринберга, чьи работы ранее мне показывали несколько владельцев частных коллекций и представители одной из ветвей наследников фотографа.

Михаил Голосовский был первым, кто подробно рассказал мне о трагической жизни Александра Даниловича Гринберга. Также он поведал о том, как в его коллекцию попали одни из лучших отпечатков замечательного русского пикториалиста. Это случилось, когда после смерти фотографа Голосовский пришел в его комнату и увидел, как соседка собирает мусор на выставочный отпечаток Гринберга, наклеенный на паспарту. Голосовский предложил соседке газету, на которую тоже можно было собрать мусор, а сам сохранил уникальную фотографию. Именно благодаря ему важнейшая часть отпечатков Александра Гринберга была спасена, и позднее оказалась в музеях, прежде всего, в Московском Доме фотографии, ныне - Мультимедиа Арт Музее.

Михаил Голосовский работал на Красногорском механическом заводе, выпускавшем легендарные камеры "Зенит". Он фотографировал сам, прекрасным фотографом была его жена Галина Лукьянова. Коллекционер страстно любил фотографию и ее историю, с азартом охотника искал и собирал работы выбранного им автора или определенного направления. В 1980-е годы, когда начала складываться коллекция Голосовского, в стране не было фотогалерей и аукционных домов. Материал нужно было собирать на блошиных рынках, в антикварных лавках, у наследников, которых нужно было разыскать и которые часто были готовы избавиться от архивов.

В то время не было и музеев, посвящавших выставки истории отечественной фотографии. Фотографические коллекции были во многих музейных собраниях, но они рассматривались скорее как архивный и документальный материал, а не как искусство. Михаил Голосовский видел в фотографии именно искусство.

Прежде всего Голосовского интересовал пикториализм. Именно от него я узнала про таких выдающихся представителей российской пикториальной фотографии, как Сергей Лобовиков, Юрий Еремин, Леонид Шокин и др.

В 1996 году, еще до появления МДФ, в галерее Carr? Noir в Париже была открыта выставка Александра Гринберга из коллекции Михаила Голосовского. Она имела большой успех, а одна работа Гринберга по воле Голосовского была продана в коллекцию Центра Помпиду. Благодаря этой выставке на русскую фотографию, в частности на работы Александра Гринберга, появились цены, которые во многом повлияли на ценообразование открытого отечественного рынка фотографии, возникшего в России во второй половине 1990-х годов.

В 1997 году в качестве подарка к своему первому дню рождения МДФ выкупил у Михаила Голосовского лучшие работы Александра Гринберга.

Сотрудничая с Голосовским долгие годы, МДФ/МАММ пополнил свое собрание работами других пикториальных фотографов, на которых коллекционер обратил внимание в то время, когда ни в России, ни в мире никто не интересовался пикториализмом. В фокусе всеобщего внимания был мировой модернизм, в том числе советский фотоавангард. Интерес к пикториальной фотографии возникнет позже.

Похожая ситуация произошла с еще одной частью коллекции Михаила Голосовского. Помимо пикториализма, его увлекал ранний цвет в фотографии - то, что в простонародье называют "раскраской", причем как в российских работах конца XIX - самого начала XX века, так и в японских.

По легенде, первую фотокамеру в Японию привезли во второй половине XIX века российские моряки. Однако точно известно, что с 1870-х годов увлечение фотографией в Японии приобретает массовый характер, а фотоателье стали доходным бизнесом, во многом ориентированным на приезжавших в страну туристов. Особой популярностью пользовалась раскрашенная фотография. Фотографы, как правило мужчины, делали снимки и выполняли отпечатки, а женщины и дети раскрашивали их. Благодаря морякам и туристам подобной японской фотографии было много как в России, так и в Европе. В XX веке эти фотографии перестали рассматривать как художественную ценность и даже как сувениры. В 1998 году, купив у Михаила Голосовского значительный массив японской раскрашенной фотографии, МДФ сделал выставку в Государственной Третьяковской галерее, а начиная с 2000-х годов интерес к этому материалу появился как у японских, так и у мировых музеев.

Собрание раскрашенной фотографии, не только японской, но и российской, предопределило одну из стратегических линий пополнения коллекции нашего музея. Мы стали собирать ранний цвет в фотографии, причем не только "раскраски", но и автохромы, диапозитивы, а также отпечатки, сделанные с цветной пленки до 1970-х годов. В 2008 году в рамках "Фотобиеннале" МДФ представил выставку "Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии". Эта коллекция в нашем музейном собрании пополняется до сих пор. Расширенную версию "Первоцвета" мы показывали, открывая юбилейный 25-й сезон музея в 2021 году. Эту выставку в разных версиях мы представляли во Франции, Великобритании, Нидерландах и других европейских странах.

Инженер по профессии, Михаил Голосовский понимал, как на искусство фотографии влияет возникновение новых техник и технологий. Так, появление в 1850-х годах стереофотографии определило новый круг тем и сюжетов в фотографии. Стереопары, мода на которые была достаточно недолговечной, но всеобъемлющей, использовались как дидактический, образовательный материал. Фотографы обратили внимание в том числе на область этнографии (показательно, что этнографическая съемка в коллекции Голосовского также занимала значительное место). Купив у Михаила Голосовского первые стереопары, музей продолжил собирать стереофотографию и в 2013 году смог сделать пользовавшуюся большим интересом выставку "С глазу на глаз. Истории стереофотографии". Мы до сих пор расширяем нашу коллекцию стереопар.

Собрания всех музеев, в том числе и нашего, развиваются благодаря закупкам и дарам частных коллекционеров. Их пытливый и пристрастный взгляд часто определяет и дополняет историю искусства, включая искусство фотографии. Выставкой "Из истории Московского Дома фотографии" мы отдаем дань памяти замечательному коллекционеру, в своем роде первопроходцу Михаилу Голосовскому, представляя лишь часть работ из его обширного собрания, поступивших в нашу коллекцию.

В экспозиции представлены произведения, которые вновь актуальны сегодня, когда фотография переживает очередной кризис в связи с появлением соцсетей, возможностью с помощью мобильного телефона моментально сделать и обработать снимок. В поисках нового самоопределения она обращается к старым техникам и технологиям. На выставках современных фотографов мы снова видим раскрашенные и инкрустированные фотографии, сложные ручные техники печати. Поиски в искусстве продолжаются, и ориентиром для них становится в том числе история - иногда близкая, иногда далекая. В этом смысле коллекция Михаила Голосовского с ее первоклассными произведениями особенно интересна.

/Ольга Свиблова/

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова.

Выставка открыта в Мультимедиа Арт Музее, Москва с 5 марта по 1 июня 2025 г.

www.museum.ru/N86505
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
URL:mamm-mdf.ru/
EMail:info@mamm.art


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки


 
новости и события: 17.03.2025
 x    ?  

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Объявлен состав участников Эрарта Премии - 2025

III Всероссийская конференция "Перспективы развития новой региональности"

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Конференция "Русский музей - цифровой проводник в художественную Россию"

Объявлен шорт-лист финалистов XV грантового конкурса программы "Музеи Русского Севера"

Конференция "Современный музей городской археологии. Перспективы развития новой региональности"

Научная конференция «Во власти воды: к 100-летию и 200-летию крупнейших наводнений в Петербурге»

Международная научная конференция «Блоковские чтения»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Межрегиональная научно-практическая конференция «Земля Псковская, древняя и современная»

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

VII международная конференция «Еврейское поле: новые открытия, опыт и концептуализация»

Двенадцатые Кремлевские чтения в Музее-заповеднике «Казанский Кремль»

Научная конференция «Антиминсы и литургические ткани» в Музее имени Андрея Рублева

Новый сезон лекций «Исторические встречи в Покровском соборе»

Стартовал XV грантовый конкурс проектов программы "Музеи Русского Севера"

Научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города»

Пятая ежегодная межмузейная конференция "Единство непохожих" в Музее космонавтики, Москва

Конференция «Современная история: опыт осмысления и музейной презентации в российской и зарубежной практике»

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru