|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова
18 октября в Михайловском дворце Русского музея открывается главная выставка 2024 года "Великий Карл", приуроченная к 225-летию со дня рождения величайшего мастера академической живописи Карла Брюллова. Масштабная ретроспектива представит более 300 произведений Брюллова из коллекции Государственного Русского музея и других музеев России и Беларуси, а также частных собраний. Основой выставки станет самое значительное собрание живописных и графических работ художника, принадлежащее Русскому музею. В экспозицию также включены произведения Брюллова из более чем 20 ведущих музеев России, среди которых Третьяковская Галерея, Государственный Эрмитаж, Музей Академии художеств, Музей А.С. Пушкина, Музей-заповедник «Царское село», Нижегородский художественный музей, и частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Выставка представит все грани творчества Брюллова: портретиста, создателя жанровых полотен, исторических и религиозных композиций. Брюллов был непревзойденным мастером портрета. На выставке можно увидеть его лучшие произведения в этом жанре: «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830), «Портрет графа А.К.Толстого в юности» (1836), «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (1842). Среди жанровых полотен, представленных на выставке, такие признанные шедевры, как «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (оба – 1827). В них Брюллов смело отходил от устоявшихся эстетических канонов, открывая красоту в простом и повседневном. В 1830-х – 1840-х годах Карл Брюллов много работал над религиозными темами. В частности, посетители выставки увидят великолепный фрагмент росписи большого купола Исаакиевского собора. Впервые широкому кругу зрителей будет представлен запрестольный образ «Христос во гробе» (1846), который относится к лучшим произведениям Брюллова на религиозную тему. Чрезвычайно представительным будет раздел выставки, посвященный акварели и рисунку. В этой области Брюллов был подлинным новатором, подняв искусство рисунка в России на невероятную высоту. *** "Брюллов - величайший мастер академической живописи поистине мирового значения. Именно он в первой половине XIX века сделал русскую живопись фактом мировой культуры, за что современники называли художника "Великим Карлом"", - прокомментировала Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова. Творчество Карла Брюллова вызывало восторженные отклики русских классиков: Николая Гоголя, Афанасия Фета, Евгения Баратынского. Александр Пушкин, который был ровесником Брюллова, посвятил его главному полотну "Последний день Помпеи" знаменитое стихотворение "Везувий зев открыл…". "Карл Брюллов был единственным живописцем, который обрел всероссийскую и европейскую славу при жизни, а после смерти - мировую. "Великий Карл" станет ключевой выставкой 2024 года - в Михайловском дворце экспонируются исключительно шедевры первого ряда, бриллианты драгоценной короны художественного наследия Брюллова. Русский музей представляет на выставке великолепные произведения из своей знаменитой коллекции. Мы благодарим ведущие музеи России и Беларуси, а также частных коллекционеров, которые предоставили главные работы Брюллова из своих собраний", - сообщила генеральный директор Русского музея Алла Манилова. Главное творение мастера - "Последний день Помпеи" станет центральным экспонатом выставки. Впервые это колоссальное историческое полотно будет представлено посетителям после первой почти за 200 лет комплексной научной реставрации. Еще одним уникальным событием станет первый в России показ картины "Христос во гробе" и плафона "Богоматерь во славе в окружении святых". Русскому музею принадлежит уникальный комплекс авторских подготовительных материалов к росписям Исаакиевского собора, включая громадный фрагмент плафона "Богоматерь во славе в окружении святых", который размещен в экспозиции под наклоном, чтобы зрители смогли увидеть его во всех деталях. Среди других признанных шедевров: "Итальянский полдень", "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией", "Портрет сестер Шишмаревых", "Всадница". *** Гений мировой живописи Карл Брюллов – представитель одной из величайших творческих династий России. Его отец Павел Иванович был скульптором-орнаменталистом, академиком Императорской Академии художеств, а старшие братья Александр и Федор – архитектором и художником соответственно.
В Императорской Академии художеств, где наставниками Карла были прославленные мастера эпохи классицизма Андрей Иванов, Алексей Егоров и Василий Шебуев, он всегда был в числе самых талантливых учеников. По окончании курса Брюллов был удостоен Большой золотой медали за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», а Общество поощрения художников назначило ему пенсионерскую поездку в Италию, где Карл прожил почти 13 лет. Там художник создал свой главный шедевр, полотно, ставшее вехой в истории отечественной живописи – «Последний день Помпеи». Произведение, под впечатлением от которого написал вдохновенные строки великий современник Брюллова, Александр Пушкин, принесло Брюллову европейскую известность. В Петербург Брюллов вернулся уже знаменитым живописцем, которому рукоплескали Рим и Париж. Здесь он создал великолепные портреты выдающихся деятелей русской культуры Василия Жуковского, Ивана Крылова, Нестора Кукольника, Ивана Витали, был дружен с Михаилом Глинкой и Василием Тропининым. О художнике с восхищением писали Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, Евгений Баратынский. Брюллов оказал огромное влияние на отечественную портретную живопись: от Ивана Крамского и Василия Перова до Валентина Серова и Михаила Врубеля. Брюллов был не только непревзойденным мастером парадного и камерного портрета и исторической живописи. Он принимал участие в создании образов для Казанского собора, работал над росписью главного купола Исаакиевского собора. Увы, трудясь в холодном недостроенном здании, художник тяжело заболел и скончался в Италии, куда отправился на лечение. Значение Брюллова для русской культуры неоценимо. На памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде среди фигур политических деятелей, военачальников, ученых и писателей есть только один художник. Это Карл Брюллов. Сайт выставки "Великий Карл" - http://brullov.rusmuseum.ru/. Выставка продлится до 12 мая 2025 года. Возрастное ограничение 6+ www.museum.ru/N85776 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |