Приглашаем к участию в Пермской секции виртуального августовского педагогического Совета 2002 (@ПП-2002).
На Совете @ПП-2002 предлагается обсуждение вопросов музейной педагогики (см. http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-section=3.htm). В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека, она в своем аспекте решает вопрос каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Педагогическая цель работы любого музея, сотрудничающего со школой - это формирование эмоционально-личностного отношения ребенка к ценностям культурного наследия в системе художественно-эстетического воспитания, что дает ему постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие Культуры. Это формирование эстетического идеала, воспитание эстетического вкуса и эстетических чувств, это развитие креативного мышления. Основные принципы музейной педагогики: тесная органическая связь культуры и образования; высокий уровень интеграции музея и школы; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей; комплексность в изучении видов искусств; личностноориентированный характер деятельности; гуманистическая направленность; педагогическая целесообразность. Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественного воспитания и развития личности подрастающего поколения посредством музейной педагогики может быть представлена в разных видах сотрудничества музея и школы. В настоящее время определились четыре направления: школа при музее; школа в образовательном пространстве музея; школьный музей; музей в образовательном пространстве школы.
В гимназии N11 им. С.П.Дягилева постоянно действуют музеи: мемориальный музей "Гостиная семьи Дягилевых", музей этнографии, музей дизайна, геологический музей. Сегодня музей "Дом Дягилева" по праву считается культурным центром Перми. Это единственный в России архитектурный свидетель увлекательной жизни удивительного и богатого талантами семейства. Учащиеся гимназии, совершая экспедиции по дягилевским местам, собирают материалы, которые пополняют экспозицию музея и являются основой научно-исследовательской и экскурсионной работы. При музее работает школа гидов-переводчиков. За год благотворительные экскурсии в музее посещает более 2000 человек - это школьники, студенты, интеллигенция города и области, гости многих городов России и зарубежья. Экскурсии проводят учащиеся гимназии на русском, английском и французском языках. Музей этнографии, организованный школой - это звено культурно-исторического воспитания. В его функции входит изучений бытовых и культурных особенностей народа. В коллекции музея представлены изделия народных умельцев, утварь, старинная одежда, мебель и многое другое. Все это отражает яркие грани народной культуры XVIII - XIX вв. Богатейшая кладовая уральских недр представлена уникальной коллекцией минералов в геологическом музее гимназии. Свыше 100 образцов минералов привезены юными геологами из многочисленных экспедиций. При музее существует мастерская по обработке камня. Результаты художественного творчества юные ювелиры показывают на гимназических и внешкольных выставках. Художественное образование и опыт эстетического оформления среды приобретают учащиеся гимназии на занятиях в мастерской-музее дизайна. Творческие работы юных художников-дизайнеров представлены в гимназической галерее - еще одном направлении работы музейной педагогики. Главное направление работы музеев гимназии v научно-исследовательская деятельность учащихся, а также участие в научно-практических конференциях разных уровней от гимназического до международного.