1 ноября 2024 года в Калужском музее изобразительных искусств откроется выставка одной картины из собрания Государственного Эрмитажа – «Филипс Вауверман. "Охота на оленей"».
Это полотно голландского живописца поступило в Эрмитаж в 1772 году. Оно было приобретено для Екатерины II на распродаже знаменитой коллекции герцога де Шуазёля в Париже, при посредничестве Дени Дидро. Покупка обошлась императрице в крупную сумму – 20700 ливров, а сама распродажа наделала много шума, подняв волну возмущения среди парижан.
Картина исполнена Филипсом Вауверманом (1619–1668) около 1665–1668 года, на холсте размером 100 х 183 см. Это выделяет её среди остальных произведений мастера, предпочитавшего небольшой формат.
Как и во многих других своих работах, здесь Вауверман большую часть полотна выделяет для изображения высокого облачного неба. Основное действие разворачивается на первом плане у нижнего края – в центре мы видим двух оленей, бегущих через реку, и двух всадников, мужчину и женщину, преследующих их в окружении борзых. На противоположном берегу добычу подстерегают другие охотники, один из которых держит наготове копьё.
Ключевая сцена дополнена несколькими самостоятельными сюжетами: группа элегантно одетых кавалеров и дам, отдыхающих после соколиной охоты; весёлая компания на террасе дворца. Композиция насыщена множеством деталей, раскрывающихся по мере разглядывания картины и необходимых для создания живописных акцентов. В их числе – рыбацкая лодка посредине реки, круглая башня и группа островов вдали.
Выставка станет центральным событием Дней Эрмитажа в Калуге, которые пройдут с 31 октября по 3 ноября 2024 года.
Куратор выставки – Екатерина Александровна Тютрина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
***
Голландский художник-универсал Филипс Вауверман одинаково успешно работал в батальном, бытовом и пейзажном жанрах, проявляя своё мастерство в создании как динамичных многофигурных композиций, так и более лаконичных камерных сцен. Его живописное наследие потрясает своей многочисленностью (на сегодняшний день только подписных произведений известно по меньшей мере около 600) и неизменным качеством.
Родившись в Харлеме, большую часть жизни Вауверман провёл там же, вступив в гильдию святого Луки в 1640 году. Согласно некоторым источникам, молодой художник обучался у Франса Халса, который жил и работал в это время в Харлеме. Однако более заметное влияние на его стиль оказал Питер ван Лар, известный своими жанровыми композициями в манере итальянских мастеров.
Сцены охоты, подготовки к охоте и возвращения после охоты для Ваувермана стали одной из главных тем, к которой он обращался многократно. Однако «Охота на оленей» – особенное произведение в его наследии. Исключительность этого полотна заключается не только в нестандартном для мастера размере, но и в сочетании нескольких художественных приёмов, вместе составляющих характерный для Ваувермана метод. Это внимание к деталям и их подробная проработка, цельность и выверенность композиции, деликатные цветовые соотношения и точно найденное сочетание динамики и статики. Художник решает большую живописную задачу, которую ставили перед собой многие его предшественники. И, несмотря на то, что избранный им сюжет, не раз обыгрывался большими мастерами, находит своё элегантное решение.
Время создания «Охоты на оленей» исследователи считают лучшим периодом в творчестве Ваувермана, достигшего тогда полной гармонии между жанровой сценой и пейзажем. В данном случае – абсолютно фантазийным, не голландским, с горной грядой на дальнем плане, южными деревьями и замковой архитектурой.
Всего в Эрмитаже хранится около 40 работ Филипса Ваувермана, что говорит о неугасаемом интересе собирателей к его творчеству на разных этапах формирования музейного собрания.
Когда: 01.11.2024 - 02.03.2025
Где: Калужский музей изобразительных искусств