Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника Российской Федерации и члена-корреспондента РАХ Наталии Николаевны Вяткиной. В экспозицию войдут более 30 скульптурных работ, выполненных в разных техниках и материалах – шамоте, фаянсе, бронзе, камне, дереве, а также ряд графических листов и живописных полотен.
Наталия Вяткина – скульптор уникального дарования, воплотившая в своем искусстве тенденции века двадцатого и сегодняшнего дня. Получив блестящее художественное образование в «Строгановке» и обретя крепкую профессиональную базу, она постоянно находится в поиске собственного языка, соответствующего её характеру и обширным увлечениям: музыке, балету, театру, литературе, поэзии. Но неизменной темой в её жизни и в творческих исканиях остаётся человек, для неё он – мера всех вещей. Скульптурные портреты, многофигурные композиции и живописные произведения составляют обширную галерею образов наших современников и героев античности. В работах «Весенние качели» (1991), «Поэт» (2001), «Отдыхающая» (2017) мастер отражает повседневную жизнь и быт, улавливает их переживания, настроение.
Новый этап развития творчества обозначил интерес Наталии Вяткиной к русскому и европейскому авангарду, их революционным радикальным открытиям. Продолжение поисков закономерностей и принципов развития художественных направлений начала ХХ века привели мастера к радикальным пластическим открытиям в немногословности лаконичной формы, в насыщенности образов внутренним движением и неподдельной экспрессией. Чистота форм, ясность линий в трактовке художественного образа прочитывается в работах «Концертмейстер» (2007), «Арфа» (2013) «Семья» (2014), «Контрабасист» (2017).
Особое место в искусстве занимают монументальные работы автора: барельефы «Утро», «Флора», «Подводное плавание» для санатория «Южное взморье» (Адлер, 1982), рельеф «Источники Кавказа. Застолье» для санатория «Бештау» (Железноводск, 1975), композиции «Степь» (1984) и «Юность» (1987) в Степногорске и многие другие. Все они созвучны основной линии творчества и отражают художественные принципы, которых придерживается скульптор. Единым выступает процесс создания произведений, где скульптор обращается к натурным наброскам, которые становятся знаками систематического анализа по исследованию способов изображения человека в любом материале. Отталкиваясь от конкретного мотива и обобщая его, мастер выявляет основной модуль, форму этого фрагмента, после чего привносит характерные черты и акценты, формирующие будущий образ.
Это не первый академический проект Наталии Вяткиной. В 2011 году с успехом прошла персональная выставка в Музейно-выставочном комплексе РАХ Галерее искусств Зураба Церетели, а в 2018 году экспозиция работ скульптора заняла анфиладу Российской академии художеств.
Наталия Николаевна Вяткина - скульптор, монументалист, график, живописец, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников СССР, России (1973г.) и Московского Союза художников (1992г.). В 1965 году окончила Ярославское художественное училище, в 1971 году Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). С 1971-1973 годы работала в Доме творчества в Риге под руководством известного русского скульптора И.Л. Слонима. С 1993-2000 годы - член Правления секции скульптуры Московского Союза художников, с 2006 года - член Комиссии по культуре Региональной общественной организации «Вологодское землячество» в городе Москве, с 2007 года - член Региональной общественной организации «Общество солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки». Монументальные работы автора находятся в Москве, Железноводске, Новокузнецке, Степногорске, Твери, Обнинске. Станковые произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», Музея Москвы, Вологодской государственной картинной галереи, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Персональные выставки скульптора прошли в Вологде (1988), Москве (1992, 1993), Италии (1994-1996гг.), Венгрии (1998), Германии (1998), Ирландии (1998).
Текст подготовлен на основе статьи искусствоведа Татьяны Егоровны Цветновой Управлением информации (пресс-службой) РАХ.
Сроки экспонирования: 29 октября – 10 ноября 2024 года.
Место экспонирования: выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).