11 октября в Российском центре науки и культуры в Люксембурге Бахрушинский театральный музей представил выставку RePETITion. Фотопроект к 100-летию со дня рождения великого хореографа организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Ролан Пети – автор более 100 балетов и номеров. Хореограф-визионер с безукоризненным вкусом и особенной эстетикой, создавший собственную театральную вселенную, оставил фантастическое наследие. Его балеты актуальны и сегодня — артисты мечтают танцевать персонажей, созданных Пети, а новое поколение хореографов вдохновляется творчеством Мастера.
«Бахрушинский музей как крупнейший хранитель театрального наследия не мог оставить без внимания юбилей Мастера. Обширная экспозиция из 120 фотографий будет интересна общественным деятелям, журналистам и культурологам, жителям и гостям Люксембурга – всем, кто интересуется русской культурой и историей. И, конечно, поклонникам балета и творчества Ролана Пети», – рассказала генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.
Выставку открыли директор Российского центра науки и культуры в Люксембурге Марина Бочарова и старший советник посольства РФ в Люксембурге Сергей Паринов.
Ролан Пети - эпоха в истории мирового и российского балета и единственный зарубежный хореограф, удостоенный государственной премии России. Маэстро крайне редко позволял снимать свои репетиции, но для фотохудожника Михаила Логвинова было сделано исключение. Гости выставки смогут увидеть уникальные кадры, снятые в России и во Франции.
В составе экспозиции - фотоработы, запечатлевшие Ролана Пети и звезд Большого и Мариинского театров, МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, парижской Opera Garnier в его постановках. Важное место в проекте занимает снятый специально для RePETITion фильм-интервью народного артиста России, ректора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Николая Цискаридзе, в котором он делится воспоминаниями о своей работе с маэстро.
История сотрудничества Ролана Пети с Россией насчитывает несколько десятилетий. В 1970-х его "Собор Парижской богоматери" произвел фурор в СССР. В 2003 постановка была воссоздана хореографом для труппы Большого театра. В 1973 году Пети поставил в Большом театре "Гибель розы" для Майи Плисецкой, в 1988 - "Сирано де Бержерак". Тем не менее, самым запоминающимся балетом, поставленным Пети в Большом, стала "Пиковая дама" (2001) на музыку Шестой симфонии Чайковского, где главные партии исполнили Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, Светлана Лунькина и Георгий Гераськин. Фотографии знаменитой постановки занимают особое место в экспозиции.
В "Пиковой даме" Пети не изображал действительность, а выражал ее суть через страсть, через яростную, эмоциональную "взвинченность танца". "Пиковая дама" в постановке Пети - это контрастно, гротескно, выразительно. Минималистичность спектакля оттеняет экспрессивность танца. Практически вся смысловая нагрузка в балете возложена на движение танцоров.
Увидеть выставку RePetition в Люксембурге можно с 11 октября до 14 ноября 2024 г. в Российском центре науки и культуры по адресу ул. Гёте, д.32.
***
Бахрушинский театральный музей продолжает активно развивать свою международную выставочную деятельность. В апреле фотовыставка RePETITion с успехом прошла в выставочных залах Русского дома в Брюсселе. За месяц ее посетило более 3 300 человек, среди которых народный артист России, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе.
В мае-июле фотопроект смогли увидеть гости Российского духовно-культурного православного центра в Париже. В связи с повышенным интересом публики выставку продлевали почти на месяц. Всего RePETITion посетило свыше 2 200 жителей и гостей французской столицы.