19 сентября в Государственном художественном музее Алтайского края (Барнаул) открылась выставка "Приглашение к обеду". В экспозиции 66 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея. Все они посвящены традициям русского застолья: богатым купеческим и дворянским трапезам, скромным крестьянским обедам или гастрономии советской эпохи.
Среди авторов представленных произведений Андрей Рябушкин, Константин Коровин, Петр Кончаловский, Илья Машков, Зинаида Серебрякова и другие прославленные мастера отечественного искусства.
С кулинарной темой напрямую связан жанр натюрморта. Вплоть до конца XIX века он - в отличие от портрета и исторической картины - считался "низшим" жанром, что не мешало появляться подлинным шедеврам, например, картинам крупнейшего русского натюрмортиста Ивана Хруцкого ("Натюрморт со свечой", 1839).
Боярские пиры в Средние века отличались роскошью сервировки и разнообразием блюд. Неудивительно, что многие художники XIX века обращались к "боярской" теме, создавая эффектные полотна, изобилующие историко-этнографическими подробностями. Такова вдохновленная романом Алексея Толстого картина Василия Шварца "Угощение боярина (Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова)" (1865).
Другой литературный источник - басня Ивана Крылова - вдохновил известного жанриста Андрея Попова на создание картины "Демьянова уха" (1856). Эту крестьянскую трапезу нельзя сравнить с боярским застольем, однако по русскому обычаю гостя надо было потчевать с усердием, из-за чего угощение у хлебосольных хозяев порой превращалось в пытку. Самым же богатым и разнообразным по составу блюд в крестьянской среде был стол, накрывавшийся по случаю свадьбы (Андрей Рябушкин "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии", 1891).
Особой широтой и хлебосольством славилось купечество, любившее и хорошо поесть, и славно погулять. Немалую роль в купеческой среде играли чаепития (Иван Кудрин "Купец, пьющий чай", 1869).
Иначе выглядели застолья в кругах литературно-художественной богемы. Лукиан Попов сделал их изображения едва ли не главной своей специальностью ("Своя компания", 1904). Столы на его полотнах уставлены бутылками, закусками, посудой.
Первая Мировая война и революции положили конец этому сытому веселью. Гастрономическим символом последовавших голодных лет стала селедка, входившая наряду с черным хлебом в продовольственный паек. "Царица стола" предстает в лаконичных натюрмортах (Зинаида Серебрякова "Селедка и лимон", 1923).
Начало ХХ века было ознаменовано расцветом жанра натюрморта. Прежде всего, это касается творчества участников объединения "Бубновый валет". В их роскошных натюрмортах фрукты и овощи, мясо и рыба, хлеб и посуда обретали монументальность и декоративность, свойственные народному искусству (Александр Шевченко "Натюрморт (розовый)", 1922).
Когда авангардисты подверглись гонениям, некоторые из "бубновых валетов" обратились к соцреализму. Сочная живописная манера их поздних натюрмортов отвечала духу предвоенного времени, когда новая элита советского общества получила возможность устраивать пиры (Петр Кончаловский "А.Н. Толстой у меня в гостях", 1940-1941; Илья Машков "Натюрморт. Апельсины, фрукты и вино", 1938).
В послевоенном советском искусстве "гастрономическая" тема вновь нашла самое разнообразное воплощение. С одной стороны, дальнейшее развитие получили реализм в духе Кончаловского ("Всякая снедь", 1944), позднее - Владимира Стожарова ("Натюрморт с квашней", 1972) и салонно-академическая линия, видным представителем которой был Василий Яковлев ("Натюрморт. Битая дичь (После удачной охоты)", 1952).
С другой стороны, натюрморты и жанровые сцены в творчестве многих художников опять обрели черты, характерные для послереволюционной эпохи. Еще продолжали работать мастера, связанные с авангардом, например, Владимир Татлин ("Редиска", 1951). Их традиции стремилась адаптировать часть молодежи, пытавшаяся уйти от влияния соцреализма. Их работы отличают скупость изобразительных средств и сосредоточенная серьезность (Герман Егошин "Натюрморт с чесноком", 1966).
Темы и сюжеты, связанные с едой, и сегодня продолжают возбуждать творческий аппетит художников, которые работают в разных жанрах и материалах. На выставке можно увидеть произведения Владимира Козина, Ольги Оснач, Александра Свиязова.
Выставка продлится до 10 ноября.