НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Адепты красного. Малявин & Архипов

c 20 сентября 2024 по 16 февраля 2025Москва
Малявин Ф.А. Вихрь. 1906. Холст, масло. Третьяковская галерея
Малявин Ф.А. Портрет И.Е. Репина. 1900. Третьяковская галерея
Малявин Ф.А. Бабы (Зеленая шаль).  1914. Третьяковская галерея
Архипов А.Е. Гости. 1914. Третьяковская галерея
Архипов А.Е. Проводы крестного хода. 1890-е. Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект, приуроченный к двум юбилейным датам: 155 лет со дня рождения Филиппа Малявина в 2024 году и 95 лет со дня смерти Абрама Архипова в 2025 году.

Третьяковская галерея обладает внушительными коллекциями работ Малявина и Архипова, однако не проводила их персональных выставок. Оба художника - яркие представители русского искусства первой трети ХХ века, в котором смешались черты импрессионизма, реализма, экспрессионизма и приемы пленэризма. Выставка построена на выявлении сходств и различий творческих методов мастеров. Сопоставление работ двух художников также позволит проанализировать роль красного цвета в живописи, феминный компонент русской культуры, влияние фольклора на высокое искусство, различие московской и петербургской художественных школ, а также ряд других аспектов.

Центральным в творчестве Малявина и Архипова стал образ русской крестьянки, который в начале ХХ века ассоциировался с образом России. Широта и удаль русской души, добродушный смех, фактурные женские персонажи, одетые в ярко-красные платки, кофты и сарафаны, - все это воспринималось как своеобразный символ грядущих перемен в общественной жизни страны и противопоставлялось утонченному искусству модерна. Творчество Малявина и Архипова сближает виртуозное использование красного цвета - одного из самых сложных в живописи. С древних времен красный цвет имел сакральное значение, ассоциировался с домашним очагом, пожаром, кровью, жертвенностью, божественной властью, использовался в геральдике. В начале ХХ века он прочно связывался с революционной символикой и предчувствием трагических событий. Оба художника, каждый по-своему, сумели найти секрет эмоционального воздействия на зрителя.

Хотя оба живописца происходили из крестьянского сословия, их жизненные пути пересекались редко, но зрители и критики сравнивали их творчество, особенно крестьянские сюжеты. Свои самые известные произведения оба мастера создали в Рязанской губернии: Архипов много работал в Солотче, Малявин приобрел имение неподалеку от деревни Аксиньино. Картины художников имеют также этнографическое значение, поскольку в них запечатлен рязанский народный костюм первой четверти ХХ века.

Филипп Малявин (1869-1940) окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, но его дипломную работу "Смех" (1899, Международная галерея современного искусства Ка-Пезаро, Венеция) жюри отвергло за слишком новаторский подход к живописи. В 1900 году ей присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, что обеспечило художнику не только общероссийскую, но и мировую известность. Масштабное полотно "Вихрь" (1906) было приобретено Советом Третьяковской галереи при жизни автора и с тех пор занимает одно из центральных мест в постоянной экспозиции. Малявин участвовал в выставках объединений "Мир искусства" и Союз русских художников с момента их основания, а после революции его картины экспонировались на выставках Ассоциации художников революционной России. В 1922 году он эмигрировал во Францию, и поздние произведения мастера находятся за рубежом.

Судьба Абрама Архипова (1862-1930) была связана с Москвой, где он развивал традиции русской реалистической школы, много лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, активно участвовал в деятельности Товарищества передвижников и Союза русских художников. В 1922 году он одним из первых вступил в Ассоциацию художников революционной России, а спустя пять лет получил звание народного художника РСФСР. Если в дореволюционный период в его творчестве преобладали произведения бытового жанра и пейзажи, то в 1920-е годы Архипов создал целую галерею выразительных народных характеров, среди которых преобладали улыбающиеся крестьянки, наполненные жизненной энергией и оптимизмом. В противоположность громкой и скандальной славе Малявина, известность Архипова не распространялась столь широко, но в среде художников и коллекционеров он обладал безупречным авторитетом крепкого профессионала, скромного труженика, вселяющего веру в высокое назначение человека.

Выставка построена по принципу монографических персональных экспозиций: одна часть будет посвящена пейзажам, жанровым картинам и крестьянским образам Абрама Архипова, другая часть - портретам и крестьянскому циклу Филиппа Малявина.

Состав выставки: около 100 произведений масляной живописи и графики

Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Государственный художественный музей Ханты-Мансийска, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, другие музеи и частные собрания.

Кураторы: Надежда Мусянкова, Екатерина Евсеева.

Выставка открыта с 20 сентября 2024 года по 16 февраля 2025 года

Инженерный корпус, Москва, Лаврушинский переулок, 12, 2-й и 3-й этажи

www.museum.ru/N85576
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.04.2025  x    ?  


Праздник "День Русского музея" в Михайловском дворце

Иван Павлович Похитонов. К 175-летию со дня рождения

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

Выставка «Русские императорские сервизы» в Русском музее

"Вернуться к себе": памятники русской старины из частных собраний XIX века

Выставочный проект "Восстаёт во славе" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Первый пуск фонтанов / Петергоф

Выставка «Парк Победы. Образы памяти в российском искусстве новейшего времени» в ММОМА

«80 мгновений весны»: Библионочь-2025 в Библиотеке для молодёжи

Выставка «Иконы советского периода» в усадьбе Измайлово

Гариф Басыров. Другое измерение

Выставка «Память Победы» в Музейно-выставочном центре РОСФОТО

В ритме трудового фронта. Заполярная Воркута героическому Ленинграду

Выставка "Городские домовые" в Биологическом музее

Ленинград в блокаде. В.П. Калужнин. Выставка одного экспоната

Выставочный проект "Этот день мы приближали…" в Российском национальном музее музыки

Около Музея Победы состоялся «Автопробег Победы»

Выставка "Возвращение" в фойе Большого зала Петербургской филармонии

Презентация выставки «Народы Поволжья. Сохраняя традиции» в Саратовском музее краеведения

Выставка «Искусство победителей» в Новосибирском краеведческом музее

Эстетика перестройки. Выставка "Время больших ожиданий" в Музее политической истории России

Свидетельства войны. 1941–1945. Новые поступления в коллекцию Мультимедиа Арт Музея, Москва

Выставка «Образ Победы Сергея Конёнкова» в Музее-мастерской С.Т. Конёнкова (Москва)

К 80-летию Победы. Выставочные проекты в Русском музее фотографии

"Я написал Вам по-французски…" - выставка из цикла "История одной жизни"

Выставка «Между Марсом и Венерой. Искусство Франции XVII века» в Центре «Эрмитаж – Выборг»

Они расписались на Рейхстаге. Женщины-медики Великой Отечественной войны

Выставка «Святой Победоносец» в Музее имени Андрея Рублева

«Москва: сохраняя память, создавая будущее» - фотовыставка на Чистопрудном бульваре в Москве

Выставка «Семь фронтов – одна жизнь»

Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции»

Вернисаж сезона Май/Июнь'25 в Арт-центре "Пушкинская-10"

Выставка Дмитрия Сироткина "Лето" в Музее Достоевского

Библионочь в Российской национальной библиотеке

Выставка «Школа правды» в Красногорском филиале Музея Победы

Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Выставка «Узор в декоративном искусстве Нового времени» в музее-заповеднике «Коломенское»

Победителям посвящается! Выставка к 80-летию Великой Победы в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru