НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

c 9 августа по 4 ноябряСанкт-Петербург
Григорий Сорока. Автопортрет. 1840-е - начала 1850-х. Х.,м. 44 х 36. ГРМ.
Алексей Венецианов. Автопортрет. 1811. Х.,м. 67.5 х 56. ГРМ.
Григорий Сорока. Вид на плотину. Не позднее 1847. Х.,м. 68 х 88. ГРМ.
Григорий Сорока. Вид озера Молдино в Островках. Конец 1840х - начало 1850х. Х.,м. 50.5 х 64.5. ГРМ.
Григорий Сорока. Рыбаки. Вторая половина 1840-х. Х., м. 67 х 102. ГРМ.
9 августа в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открывается выставка "Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки".

Григорий Сорока (1823 - 1864) - портретист, пейзажист, один из самых известных и самобытных мастеров круга Алексея Венецианова.

Тихая жизнь российской провинции, светлая грусть и глубокое умиротворение - вот мотивы полотен этого талантливого крепостного художника, рано и трагически ушедшего из жизни. Черты "наивности" и "примитива" в его произведениях сочетаются со стремлением к точной передаче деталей.

Основой для первой за полвека выставки Сороки в Русском музее станет хранящееся в его фондах самое представительное собрание картин художника и единственный альбом с его графическими набросками. Наследие живописца демонстрируется в сопровождении произведений современных и близких ему авторов: Алексея Венецианова, Лавра Плахова, Фёдора Славянского, Александра Алексеева, Михаила Эрасси.

Выставка объединит более 50 произведений живописи и графики из собрания Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и Тверской областной картинной галереи.

Произведения крепостного художника Григория Васильева, больше известного по прозвищу, ставшему фамилией, - Сорока - неизменно присутствуют в постоянной экспозиции Русского музея. Его поэтичные картины "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид озера Молдино в Островках" воспевают неброскую красоту среднерусской полосы. Они принесли Сороке славу - увы, не прижизненную - одного из зачинателей отечественного национального пейзажа.

Васильев был крепостным помещиков Милюковых, владевших имениями Островки и Каменка (Маковищи) в Тверской губернии, и учился в открытой стараниями Милюковых приходской школе для крестьянских детей. Прозвище "Сорока" он получил в юные годы, вероятно, за бойкий и любознательный характер.

Близлежащее имение Сафонково принадлежало знаменитому живописцу Алексею Венецианову, известному своими подвижническими трудами в деле обучения молодых художников. К нему на обучение и направили Милюковы юного Григория, проявившего способности к рисованию. С 1842-го Сорока стал учеником Венецианова - одним из его последних и самых любимых.

Школа Венецианова и творчество его учеников - интереснейшая страница российской истории и культуры. В рассказах об этом уникальном художественном явлении факты зачастую переплетаются с домыслами. Яркие и самобытные произведения Сороки, его трагический уход из жизни немало способствовали появлению различных легенд.

После гибели Венецианова в 1847-м у Сороки не осталось надежд на дальнейшее образование. В 1852-м он женился и переехал в родную деревню Покровская, где зарабатывал на жизнь художеством, выплачивая хозяину оброк. Многие ученики Венецианова были освобождены от крепостной зависимости, благодаря заступничеству наставника. Сорока смог получить свободу только после выхода манифеста 1861-го. Он подписал договор о выкупе земли с Николаем Милюковым. Тяжелые условия договора привели к крестьянским волнениям, участие в которых принял и Сорока, за что был отдан под суд и приговорен к телесному наказанию. Накануне вынесения приговора Сорока покончил с собой.

С течением времени большинство произведений Сороки утратило авторство, и его имя было практически забыто. О крепостном художнике заговорили вновь лишь в начале ХХ века, а широкому кругу зрителей Сорока стал известен благодаря персональной выставке 1975-го, организованной по случаю 150-летия художника Русским музеем.

С тех пор перечень произведений Сороки подвергся корректировке: отведены безосновательно приписывавшиеся ему работы, найдены считавшиеся утраченными и неизвестные ранее произведения. Круглая дата со дня рождения художника дала повод обратиться к наследию художника на современном этапе.

Самыми ранними произведениями Сороки на выставке являются рисунки из карманного альбома (ГРМ), на страницах которого в 1842-м он нарисовал полтора десятка крестьянских портретов. Первым их владельцем был духовник Венецианова, священник Василий Владимиров, который подарил альбом с рисунками Милюковым и беседовал об их авторе с Венециановым. Особую историю имеет портрет Андрея Богданова, управляющего в имении Островки. В 1926-м он был отделён от альбома и отправлен на выставку в Шереметевский дворец, своевременно не был возвращён и считался утраченным. Лишь в 2008-м поиски увенчались успехом, и рисунок вернулся в собрание Русского музея.

Наиболее известными и востребованными являются светские произведения Сороки - интерьеры и пейзажи. В Академии художеств, куда Григорию так и не суждено было попасть, сочетание этих жанров именовалось перспективной живописью.

Одни из первых живописных опытов художника: "Вид на палисадник в Островках" (1840-е, ГТГ) и "Флигель в Островках" (первая половина 1840-х, ГРМ). Этот маленький зимний пейзаж с флигелем можно увидеть на картине Сороки "Кабинет дома в Островках" (1844, ГРМ) среди произведений, украшающих комнату.

"Гумно" (1843 (?), ГРМ) по сюжету и композиции перекликается с одноименным произведением Венецианова, хотя Сорока не мог его видеть.

Лучшими из работ Сороки можно считать сюиту с видами Спасского - это представленные на выставке "Рыбаки" (вторая половина 1840-х), "Вид на плотину" (не позднее 1847, обе - ГРМ) и "Вид села Спасского Тамбовской губернии" (1840-е, ТОКГ). Богатое имение Спасское-Лепёхино, расположенное в Тамбовской губернии, за 700 вёрст от Островков, принадлежало родственникам Милюковых. В дальнюю поездку Сороку мог отправить Николай Милюков, чтобы запечатлеть родные места своей матери. Изображенная на картинах церковь Спаса Нерукотворного - единственная из усадебных построек, частично сохранившаяся до наших дней.

Большинство пейзажей Сороки написаны в имении Милюковых Островки, около которого прошла практически вся жизнь художника. На некоторых изображён владелец художника, Николай Петрович Милюков - "Вид на усадьбу Островки с Большого острова" (1840-е, ТОКГ) и "Вид усадьбы Островки в Тверской губернии (Часовня в парке)" (конец 1840-х - начало 1850-х, ГЭ).

В подготовке выставки важная роль была отведена реставрационным работам, что обогатило представление о творческом почерке Сороки. Наиболее явные результаты были получены при реставрации портретов: в результате удаления поздних записей стал визуально доступен авторский живописный слой. Характерным примером может служить портрет Конона Милюкова в детстве (вторая половина 1840-х, ГРМ), техника которого демонстрирует тонкое чувство цветовой гармонии и аккуратное владение кистью. При реставрации портрета А.И. Поздеева (между 1842 и 1843, ГРМ) обнаружилась выполненная с орфографическими ошибками надпись на обороте холста: Аркадей Иванвичъ Поздевъ. Уточнение биографических данных персонажа позволило отнести этот портрет к числу самых ранних работ Сороки, выполненных в первый год его обучения у Венецианова.

Наибольшую известность среди портретов работы Сороки в Русском музее получило изображение Елизаветы Милюковой (вторая половина 1840-х). Обаяние юной модели передано наивной кистью начинающего живописца. Возможно, подобное сочетание явилось причиной появления ничем не подтвержденной романтической легенды о любви крепостного художника и барышни. Современное исследование нижележащего изображения, не связанного с видимым портретом, позволило предположить, что Сорока использовал в качестве основы для своей работы фрагмент разрезанной на части старой картины.

Портрет пожилого А.Г. Венецианова, с которого в начале ХХ века начиналось "открытие" имени крепостного художника, известен в четырёх вариантах. Три из них можно увидеть на выставке: портреты Венецианова из ГРМ, ГТГ и ТОКГ. По предположению искусствоведов один из них может быть оригинальной работой Фёдора Славянского 1842 г, а другие - копиями работы Сороки.

Интереснейшей и малоизвестной стороной творчества Сороки является его религиозная живопись. Храмы, над убранством которых он работал, не пережили бурь ХХ века, и память о них сохранилась только благодаря редким фотографиям. Несколько икон, находившихся в Поддубской Покровской церкви, находятся в собрании ТОКГ. На выставке можно увидеть икону "Христос, благословляющий детей" и образ "Спас Нерукотворный" (обе - вторая половина 1840-х - начало 1850-х). Еще один, более примитивный по живописи "Спас Нерукотворный" происходит из дома сестры Сороки (1850-е). Эти произведения разнятся по уровню исполнения, и,очевидно, созданы разными авторами, но продолжают числиться работами Сороки. Подготовка юбилейной выставки и сопоставление произведений художника из разных собраний дают отличную возможность для продолжения исследований и уточнения атрибуций.

На сегодняшний день известна единственная подписная икона работы Сороки - "Великомученица Варвара" (частное собрание). Образ, написанный на дереве, датирован 1859 годом, то есть был исполнен художником в зрелые годы, в период самостоятельной деятельности.

Таят загадку парные панно "Крестьянская девушка на качелях" (1840-е), а также картон "Амур на ветке" (1840-е, все - ГРМ) Алексея Венецианова. Все три работы, вероятно, являлись частью общей большой декоративной композиции. В литературе о Венецианове нет упоминаний произведений подобного жанра. Не исключено, что они являются фрагментами плафона из имения Милюковых в Маковищах, которое присутствовало в перечне предполагаемых работ Сороки.

На выставке наследие Сороки демонстрируется в сопровождении произведений современных и близких ему авторов. Венецианов в одном из своих писем сравнивал успехи Сороки с достижениями двух других учеников: "Долго моему Мише надобно итить, чтобы до этой станции дойти, а Плахову уже и не попасть". Насколько высоко оценил наставник дарование крестьянского юноши, можно понять, если знать, что "Миша" - это Михаил Эрасси, племянник Венецианова и ровесник Сороки, будущий академик и профессор пейзажной живописи, а Лавр Плахов - один из старших и опытнейших представителей венециановской школы. Картины Эрасси ("Вид близ Выборга", не позднее 1852, ГРМ) и эскизы Плахова ("Сушка сена", между 1842 и 1846, ГРМ) можно увидеть в экспозиции. Также на выставке представлены работы учеников Венецианова Александра Алексеева ("Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге", 1827, ГРМ) и Федора Славянского ("Голова женщины", 1840-е, ГРМ).

Выставка продлится до 4 ноября.

6 +

www.museum.ru/N85328
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 08.08.2024  x    ?  


К 80-летию окончания Битвы за Ленинград. Выставка "Укрытый от врага, спасенный Ленинград"

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

Выставка "Тайское шелковое наследие: королева текстиля"

Русский музей представляет работы ленинградского живописца и графика Давида Загоскина (1900-1942)

Выставочный проект "Всякие сказки" в Национальной художественной галерее "Хазинэ" (Казань)

Бурлацкий на Волге. Дорогами Максима Дмитриева

Выставка "Легенды российского джаза. Георгий Гаранян" в Музее С.С. Прокофьева

Литературный музей "ХХ век" отпразднует 130-летие М.М. Зощенко

Выставка "Мем. Маяковский медиа" и фестиваль "Маяковский Weekend"

Традиционный "Шаляпин-фестиваль" в селе Гагино Сергиево-Посадского городского округа

Выставка «На берегу китайского моря…»

Палеонтология в графике и красках Надежды Липатовой

«Война: день за днем». Вклад Военно-воздушных сил в победу в Великой Отечественной войне

Сторожевские самородки: Анатолий Латкин и Валерий Нечаев

Выставка реставрации произведений иконописной живописи «Преображение»

Фотопроект "Деревянное зодчество России" в Дарвиновском музее

Цветок Сибири. Тюменские ковры

"Шелест лепестков" - выставка китайской художницы Чжан Биюнь в Новосибирском художественном музее

День палеонтолога на Котельничском местонахождении

IX Международный этнический фестиваль «Музыки мира» в Шереметевском дворце - Музее музыки

Выставка «Сотканная история» к 100-летию Музея современной истории России в Костроме

Прославленный во святых: образ Святителя Иннокентия Иркутского в коллекции Александра Спешилова

«Старообрядческая икона. Образ из древности». Выставка в Кировском областном краеведческом музее

Первый фестиваль этно-музыки «Березовый домик» в Гатчине

Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru