НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Юбилейная выставка проекта "Свет фресок Дионисия - миру" в Поленово

c 7 августа по 8 сентябряТульская область
Юбилейная выставка проекта ''Свет фресок Дионисия - миру''
Проект "Свет фресок Дионисия - миру"

7 АВГУСТА - 8 СЕНТЯБРЯ 2024

Выставка Юрия Холдина (1954-2007)

ИСКУССТВО СВЕТОПИСИ

Организаторы: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова и Фонд "Фрески Руси"

Пластическая и смысловая глубина тончайшего мира стенописи Дионисия в той мере сокровенности, которая не достижима в самом месте пребывания оригинала - в Ферапонтовом монастыре - одна из наиболее притягательных черт проекта Юрия Холдина. И даже те, кто давно знаком со знаменитыми фресками, попадая на выставки Холдина, ведомые силой особого взгляда мастера светописи, открывают для себя по-новому подлинное значение шедевра великого иконописца.

Выставка в Поленово приурочена к 70-летнему юбилею Юрия Холдина.

Ферапонтов монастырь расположен в Белозерском крае и известен уникальными фресками великого иконописца второй половины ХV века Дионисия. Полный цикл фресок Дионисия - это около 300 композиций, созданных в 1500-1502 годах в соборе Рождества Пресвятой Богородицы мастером вместе с сыновьями. Фрески Дионисия, современника Микеланджело и Леонардо да Винчи, занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России. Его творчество завершает собой эпоху Золотого века русской иконописи, связанную с именами его предшественников - Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва. Творения иконописцев Святой Руси ценны в равной степени и как неповторимое художественное явление, и как след подлинного свидетельства жизни по вере.

Впервые в Ферапонтово Юрий Холдин оказался в 1993 вместе с другом - поэтом Юрием Кублановским, путешествуя по Русскому Северу… "Мне довелось впервые видеть фрески Дионисия июньскими солнечными днями, когда свет играл красками, а по утрам над ферапонтовскими озёрами в лучах восходящего солнца стелился золотисто-розовый туман. Всматриваясь в несравненную стенопись, я всё больше ощущал несоответствие между тем, что видел и читал о ней в светских изданиях нашего века, и тем, что открывалось мне по мере созерцательного предстояния в храме Божием".

В открывшемся ему ракурсе фресок никто никогда не видел. Это было озарение, подобное удару молнии. Осенью 1995 года Холдин вернулся в Ферапонтово. Чтобы донести до мира то, что открылось в стенах ферапонтовского собора, пришлось переосмыслить заново весь свой профессиональный и жизненный опыт. Всё, что предшествовало встрече с Дионисием, словно готовило его к тому, чтобы вместе с ним пройти путь длинною в 12 лет - путь ставший грандиозным итогом его личных открытий и дерзновенного горения творческого духа.

В проекте Юрия Холдина искусство фотографии и искусство фрески соединяются настолько неразрывно и органично, что нередко у зрителей возникает вопрос: что является предметом экспозиции - фотография или фреска? Человека, входящего в поле дионисиевских фресок, более всего впечатляет нематериальность образа пространства этого собора - мы словно попадаем в мир тёплого света, спокойствия, чистоты, мягкости линий, акварельной прозрачности красок. Подобного эффекта созерцания светописного Дионисия в выставочном формате добивался и Юрий Холдин.

Некачественно тиражируемым Дионисием пытались весь ХХ век "иллюстрировать" различные искусствоведческие фолианты. Сам художник в таких изданиях уходил на второй план. Холдин взял на себя решение сложнейшей задачи - показать то, что в соборе, при переменчивом дневном свете, "глаза в глаза" никто никогда не видел. Цвет фресок, живущих в объёмном пространстве собора, постоянно меняется в зависимости от спектрального состава света, падающего на них, - и в разное время дня, года, мы их видим по-разному. Холдин, исследуя как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в гармоничном соответствии со световоздушным пространством храма в узком диапазоне светового времени: в полдень солнечного дня. Полдень одновременно и кульминационный момент Божественной литургии. Получается, что наиболее полно замысел иконописца мы можем воспринимать именно в это евхаристическое время, когда гармония цветовых соотношений обнаруживается в полноте.

Он понимал, что просто обязан показать Дионисия таким, как ему открылось, каким прежде не удавалось его рассмотреть, - великим колористом и великим богословом. Он горел этой идеей и, взявшись за дело, погрузился в него, забыв обо всём, не считая времени, не жалея сил и личных средств на доведение своего жертвенного труда до совершенства. Результат оказался несопоставим со всем предшествующим опытом: светоносность фресок, которая долгие годы нивелировалась при многократных попытках их репродуцирования и копирования, открылась в свете солнечного дня. Они стали предметом изучения и созерцания не только узкого круга специалистов, но и огромной аудитории, получившей беспрецедентный путь доступа к величайшему сокровищу, к достоянию национальной и мировой культуры.

Уникальный проект, не имеющий аналогов в мировой фотографии, начал свою выставочную жизнь в 2006 году в стенах Третьяковской галереи. Сегодня за его плечами десятки музеев и выставочных залов в городах России и Европы. Но в своём отечестве он особенно востребован и всегда ожидаем. Как встреча двух художников, двух искусств, впервые так благополучно и непротиворечиво соединившихся. "Это действительно картины в картинах, ценнейший предмет для созерцания и изучения" - отмечают благодарные художники, говоря, что только теперь стало понятно, как раньше не хватало им такого взгляда на живопись - "в частности на живопись "духовную", существующую неотрывно от стен великих храмов, монастырей". А, по мнению доктора искусствоведения, профессора ВГИКа В. П. Михалёва, существование этой выставки доказывает, что "фотография - большое искусство, если она может находиться на таком колоссальном уровне". В мир Дионисия нас погружает взгляд, изменяющий вектор движения времени, перемещающий нас из века XXI в век XV. И те, трудно передаваемые словами впечатления, которые происходят от незримого диалога двух миров, нам дарит образ, вызванный к жизни Светом.

Лекции-экскурсии одного из авторов проекта Екатерины Даниловой и запись на них через сайт: dionisy.ru

Дни экскурсий: 21, 22, 23, 24, 25 августа. Начало в 13.00.

Место проведения: Выставочный зал "Город мастеров"

Время работы музея: с 11:00 до 18:00. Касса: с 10:45 до 16:45

Понедельник, вторник выходные дни. Последний четверг каждого месяца-санитарный день.

Адрес: Тульская область, Заокский район, п/о Страхово. Телефон: 8 (48734) 3-38-38.

www.museum.ru/N85325
Ваше мнение »»

»»Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Адрес:Тульская область, Заокский район, п/о Страхово
Проезд:См. здесь
Телефоны:(48734) 3-38-38
сайт:polenovo.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.12.2024  x    ?  


Музей-заповедник "Царское Село" открывает после реставрации личные апартаменты Екатерины II

День памяти Сергея Есенина в Константинове

Выставка "Медальерная Пушкиниана" в Музее А.С. Пушкина в Берново

"Импрессионисты" русской сцены

К 325-летию указа Петра I "О праздновании Нового года". Выставка "История ёлки" в Петропавловской крепости

Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлёвского сервиза. Дар Е.П. Бородиной

Образы Востока в советском и современном фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

К 225-летию А.С. Пушкина. Открытие обновлённой экспозиции в Музее А.С. Пушкина в Берново

Кабинет коллекционера-антиквара. Памяти мецената Ю.Ш. Абрамова

Выставка "Фабрика авангарда. Выкройка нового мира" в Серпуховском музее

Фестиваль «Рождество в Архангельском»

Выставка "Кисть как оружие" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова

Концертная программа "Рождество с Хором Минина" в Государственном историческом музее

Выставка «Белая палитра» в Новосибирском художественном музее

Ко дню взятия русскими войсками крепости Измаил

Музей "Новый Иерусалим" представляет после реставрации карету Патриарха Никона

Выставка иллюстрированных изданий к 300-летию Академии наук в Русском музее

Фестиваль "Новогодняя кутерьма" в Гатчине

Выставка "Сверим часы" в музее-панораме "Сталинградская битва"

Презентация книги "Архитектура говорит. К 90-летию Музея"

Выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025" в Московском музее дизайна в Новой Третьяковке

Объявлен состав участников Эрарта Премии - 2025

Выставка "Душа просит праздника" в Ростовском музее изобразительных искусств

Век импрессионизма. Выставка эксклюзивных цифровых художественных репродукций

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний»

«Хорошо, что вы зеленый…» - выставка в Государственном музее Востока

«Но зима здесь слишком длинна...» - выставка зимней фотографии в РОСФОТО

Выставка портретов из собрания Псковского музея-заповедника

Древние артефакты, фотография, современное искусство и новые медиа. Выставка «Хрупкость» в Арсенале

Почему их так назвали? О происхождении имён зверей, птиц, насекомых, рыб и других живых существ

Про невиданных зверей... Выставка современных художников в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru