1 августа, спустя 110 лет после начала Первой мировой войны, в музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Авиация России в Великой войне». В Ратной палате представили около 300 предметов из собраний шести музеев (ГМЗ «Царское Село», Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Центрального военно-морского музея имени Петра Великого, Объединенного музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге, Военно-медицинского музея, Музея техники Вадима Задорожного) и нескольких частных коллекций. Значительная часть предметов никогда ранее не экспонировалась и не публиковалась. Выставка проходит в год 10-летия музея «Россия в Великой войне» в Ратной палате, который открылся в августе 2014-го, к 100-летию начала Первой мировой. Это единственный в современной российской истории музей, посвященный тому трагическому периоду начала XX века.
Посетители узнают об организации, командовании и материальной части авиации России в начале XX века, подготовке авиаторов. Отдельный раздел посвящен зарождению, развитию и тактике использования морской авиации. В числе экспонатов – масштабные модели и проектные чертежи самолетов, боеприпасы к ним, авиационные пулеметы, обмундирование и личное оружие авиаторов, предметы живописи, графики, уникальные фотографии.
– Мы рассказываем об одном из наиболее молодых, но очень важных родов войск – авиации. В начале XX века и во время Первой мировой войны она делала первые шаги, появлялись ее первые разновидности: разведывательная, истребительная, бомбардировочная, морская. Русские летчики совершали первые полеты за Полярный круг. В частности, на выставке представлены мемориальные вещи – кортик, офицерская палетка знаменитого полярного летчика, участника Первой мировой войны Михаила Сергеевича Бабушкина из коллекции Поля Климова, – говорит начальник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» Дмитрий Клочков.
Перед войной отечественные военные авиационные части обладали наиболее многочисленным парком самолетов. О том, как выглядели первые самолеты русских летчиков, дают представление раритетные модели начала XX века из коллекции Центрального военно-морского музея имени Петра Великого.
Почти вся материальная часть российских аэропланов перед Первой мировой войной изготавливались за границей, поэтому в течение войны в Россию поставлялись во многом устаревшие образцы и не в том количестве, которое требовалось для интенсивных боев с немцами и австрийцами. Лишь в ходе Первой мировой удалось наладить производство аэропланов, двигателей и винтов на отечественных фабриках и заводах, включая разработку полностью российских образцов. Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге предоставил на выставку воздушный двухлопастной винт проекта Михаила Григорашвили от самолета «Сопвич», изготовленный на заводе Романа Мельцера в Петрограде.
В начале войны самолеты использовали как средство разведки и связи, но уже в скором времени на «аппараты тяжелее воздуха» стали устанавливать пулеметы, подвешивать бомбы, кассеты с металлическими стрелами (флешеттами). Экспонаты Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи дают представление об образцах авиационного вооружения – пулеметах авиационного типа Виккерс, Гочкис, Льюис и других.
Героизм и мастерство наших летчиков позволяли отражать неприятельские атаки и сбивать асов из Германии и Австро-Венгрии. О героях сражений в воздухе, об их обмундировании, вооружении и личных вещах, о подвигах и судьбах российских авиаторов после окончания Первой мировой рассказывают документы, фотографии, рисунки и артефакты. Например, показан офицерский шлем образца 1914 года для летчиков из коллекции Германа Климова, нагрудные знаки из коллекции Владимира Понсова и многое другое.
В период Первой мировой войны были созданы части противовоздушной обороны, охранявшей при помощи адаптированных или специально разработанных артиллерийских орудий и авиационных отрядов наиболее важные объекты: Ставку, императорскую резиденцию в Царском Селе, столицу, а также крепости и города, находившиеся в зоне возможного поражения вражеской авиации. На выставке представлены планы крепостей с площадками для взлета и спуска аэропланов. Особое внимание уделялось защите императорской резиденции – Александровского дворца в Царском Селе, об этом рассказывают экспонаты из коллекции ГМЗ «Царское Село».
На море воевали гидропланы морской авиации, поддерживавшие морские и наземные операции. В экспозицию включены нагрудные знаки морских летчиков, чертежи и фотографии гидропланов, а также такой редкий экспонат как шелковая лента для фуражек-бескозырок нижних чинов морской авиации образца 1916 года (вариант для Балтийского флота) из коллекции Вячеслава Голубятникова.
Процессы, происходившие в Русской армии после Февральской революции 1917 года, иллюстрируют экспонаты из Музея техники Вадима Задорожного. Летчики, ещё недавно воевавшие плечом к плечу в рядах Российской императорской армии, затем сражались по разные стороны баррикад в период Гражданской войны.
К открытию выставки подготовлен иллюстрированный научный каталог.
На торжественной церемонии открытия выставки меценат и коллекционер Алексей Гнедовский передал в дар предметы конца XIX – начала XX века, которые войдут в постоянную экспозицию музея «Россия в Великой войне» в Ратной палате. Благодаря меценату, коллекцию ГМЗ «Царское Село» пополнили артиллерийский карабин и бронзовая скульптура знаменосца II батальона Королевского прусского Гвардейского Гренадерского императора Александра I полка №1.
Выставка работает до 12 ноября 2024 года.
Режим работы: с 10 до 18 часов, выходной день - среда.
Вход – по билету в музей «Россия в Великой войне» в Ратной палате.
Адрес: г. Пушкин, Фермская дорога, 5А