20 июня в Третьяковской галерее открывается выставка «От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века».
На выставке будут представлены экстраординарные по своим размерам произведения графики из собрания Третьяковской галереи: гигантские рисунки и крошечные миниатюры. Появление и тех, и других складывается в занимательную историю, в которой пики активного интереса к необычному формату чередуются с годами забвения.
В фокусе выставки – неожиданная характеристика графических произведений – их размер. Необычная величина рисунков часто бывает обусловлена какими-то особыми задачами, обстоятельствами, специальным заданием и, конечно, как и любой другой параметр, отражает тенденции развития изобразительного искусства.
На протяжении своего развития рисунок периодически сталкивается с необходимостью решения монументальных задач. Важным этапом в академическом образовании был большой графический эскиз, исполнявшийся в натуральную величину. Блестящий образец – перовой рисунок «Медный змий» Ф.А. Бруни. Другой сферой развития «монументальной графики» были декоративные росписи, также требовавшие создания подготовительных рисунков в размер, так называемых «картонов». На выставке представлены картоны К.П. Брюллова, А.Е Егорова, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.В. Щусева, Е.Е. Лансере и других.
В конце XIX века растет интерес к графике как самостоятельному виду искусства. Одним из первых создает станковую графику, сопоставимую по значимости с работами на холсте И.И. Шишкин. Его огромные перовые рисунки наряду с картинами выставляются на передвижных выставках.
На рубеже ХХ столетия стремление графики к монументальности находит неожиданное выражение в форме крупноформатного парадного портрета. Блестящие образцы которого представлены работами И.Е. Репина («Портрет М.К. Тенишевой», «Портрет Элеоноры Дузе»), В.А. Серова («Портрет Ф.И. Шаляпина»), М.А. Врубеля «Портрет Н.И. Забелы-Врубель. После концерта»), А.Я. Головина («Портрет Н.К. Рериха), А.Е. Яковлева («Танцующая») и др. В это же время рождается новый вид монументальной графики – рекламный плакат, в котором проявили себя многие известные мастера.
Контрастом крупным графическим работам станут изящные миниатюры, выполненные на кости и бумаге в технике эгломизе.
Миниатюрный акварельный портрет – важная составляющая русской дворянской культуры, неотъемлемый элемент усадебной жизни. В середине XIX века акварельный портрет уступает свои права активно развивающимся фотографическим репродукционным техникам. Потеряв функциональную значимость, она почти на полвека прекращает свое существование. Однако стремление к тщательности, филигранности отделки, отличавшее акварельные миниатюры, находит применение в эскизах картин – настоящие шедевры крошечные пейзажи И.Н. Крамского, Е.Д. Поленовой, И.И. Левитана. Новая жизнь миниатюры начинается в эпоху Серебряного века в творчестве художников круга «Мир искусства», которые одной из своих задач видели возрождение забытых жанров и техник любимой ими пушкинской эпохи.
Выставка будет проходить в Лаврушинском переулке, 10, залы 49–54.
20 июня 2024 — 10 ноября 2024