НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Искусство других. Нонконформизм в СССР» в Новом музее Аслана Чехоева

c 4 июня по 18 августаСанкт-Петербург
Евгений Михнов-Войтенко. Пробуждение. Картон, масло. 1959
Владимир Яковлев. Композиция. 1970е. Бумага, гуашь. 60х41
Анатолий Зверев. Автопортрет. 1976. Мастихинная техника, бумага, гуашь. 42х60
Владимир Яковлев. Портрет ветра. 1957. Бумага, гуашь
Анатолий Зверев. Композиция с голубым полумесяцем. Ок.1958. Бумага, тушь, акв., масло. 59х41
Новый музей Аслана Чехоева, Государственный институт искусствознания МК РФ и галерея Веллум представляют выставку "ИСКУССТВО ДРУГИХ. НОНКОНФОРМИЗМ В СССР"

На выставке "Искусство других. Нонконформизм в СССР" будет представлено более пятидесяти графических и живописных работ выдающихся художников-шестидесятников из коллекций галереи Веллум, Нового музея Аслана Чехоева, Л. Агафоновой и других частных коллекций. Среди авторов: Оскар Рабин, Владимир Вейсберг, Анатолий Зверев, Франциско Инфанте, Евгений Михнов-Войтенко, Дмитрий Плавинский, Евгений Рухин, Владимир Яковлев, а также московская современная художница - Дарья Коновалова-Инфанте. Куратор выставки - искусствовед и коллекционер, основатель галереи Веллум Любовь Агафонова.

Зритель увидит, как выстраивается диалог представителей двух мощных художественных школ - московской и ленинградской, а также как меняется их изобразительный язык, начиная с конца 1950-х гг., когда многие из художников еще обращались к фигуративному: портретам, натюрмортам, пейзажам. И до полного отказа в пользу нефигуративного искусства у большинства нонконформистов 1960-1970-х гг. При этом за кажущимся хаосом абстракции, часто с тайными знаками, скрывается концептуальный мир с огромным количеством смыслов. Часть из них и будет приоткрыта на выставке "Искусство других. Нонконформизм в СССР".

Творческий диалог поддерживается в экспозиции и историческим контекстом событий, происходящих в те годы. Так, поиски ленинградских нонконформистов - например, одного из главных инициаторов "Бульдозерной выставки" Евгения Рухина, - гармонично продолжают экспрессивные ранние геометрические произведения московского художника Анатолия Зверева - эти листы будут показаны публике впервые. Их несколько лет назад Любовь Агафонова вернула в Россию, купив у Инны Костаки, дочери знаменитого коллекционера Георгия Дионисовича Костаки.

Эта серия рисунков была сделана сразу после американской выставки 1959 года в Сокольниках, оказавшей огромное влияние на отечественных художников. Там они впервые увидели произведения ведущих представителей абстрактного экспрессионизма Поллока, Ротко, де Кунинга, Горки… Кстати, по широко распространенной версии, когда Звереву на той выставке показали картину Джексона Поллока со словами "Вот кому вы подражаете", он, внимательно рассмотрев работу, молвил в свойственной ему ироничной манере: "Ну, это академизм. Я ушел гораздо дальше". А вскоре создал серию кубических вещей, под наблюдением Костаки. И после к абстракции уже никогда не возвращался.

Тогда же, в 1959 году, был создан пронзительный "Портрет ветра" Владимира Яковлева - скифская мощь в дрожащей пуантели полубезумца-юродивого; и многие работы Евгения Михнова-Войтенко, с его методом свободной и спонтанной абстрактной техники, сопоставление творчества которого с искусством Анатолия Зверева недавно было показано в музее AZ в Москве куратором Сергеем Поповым.

Представленное на выставке масштабное четырехметровое полотно Евгения Михнова-Войтенко из собрания Нового музея, можно сказать, выросло из той же "истории". Работы Евгения Михнова-Войтенко вместе с "кубическими" листами Зверева олицетворяют возвращение русского авангарда в родную гавань после тридцати лет забвения. Тогда пришло время еще и выбирать "новую веру".

Любовь Агафонова, куратор проекта: "Феномен Второго русского авангарда покажется бессистемным набором идей, лозунгов, шарлатанства, наивности и эфемерности без вскрытия его комплексных подтекстовых драматургических пружин, зачастую подсознательных целеполаганий. Второй авангард был прямым потомком Первого, хотя зачастую не осознавал этого. Неотъемлемой чертой этого явления был синтез поэзии, музыки, текста и пластического осуществления философских изысканий молодых художников".

Другой акцент концепции выставочного проекта делается на том, что советское неофициальное искусство не могло существовать без символистской религиозной сути русской культуры.

Кресты и буквицы старых требников на офортах Дмитрия Плавинского, металлические иконки или предметы старого быта, вмонтированные в картины Евгения Рухина, - он, играя с холстом и элементами коллажа, создавал из плоской поверхности некое подобие будущих 3D-произведений сегодняшних творцов. Игорь Ворошилов сформулировал именно тогда поэтико-философскую концепцию о художнике-творце, рукой которого водит Бог, а ученик Малевича - Владимир Стерлигов - создал чашно-купольную теорию существования мира, в которой жертвенная чаша, отдав жертву Богу, переворачивается и защищает, став куполом. Все эти теории сегодня кажутся несколько наивными, надуманными, прямолинейными. Но, находясь в условиях религиозного вакуума, не имея практически никаких теологических источников, поэты, художники и композиторы были искренни в своих изысканиях, в поисках новой повседневности, отличной от набившей оскомину пролетарско-атеистической. Они преследовали единственную цель, совсем не политическую, - создать идеальный гармоничный мир.

Напоминают устроители выставки и о содружестве художников геометрического и метафизического направлений, чье искусство приводило к мистическим озарениям. А начинали с ухода от реальности советской действительности. Просто играя с картинками, с образами, они открывали "духовные очи", как говорят православные, и уходили в поиске лучших миров.

В рамках проекта запланированы кураторские экскурсии Любови Агафоновой, презентации книг и кинопоказы. О датах будет объявлено дополнительно.

Выставка пройдет с 4 июня по 18 августа 2024 г. в Новом музее Аслана Чехоева, Санкт-Петербург, 6-я линия В.О., 29.

Сайт музея http://novymuseum.ru/.

www.museum.ru/N84971
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.07.2024  x    ?  


15-й День Достоевского в Санкт-Петербурге

Русский музей приглашает на музыкальный фестиваль "Классика в Летнем саду"

Выставка «Воссоединение. Деисус XV века» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль духовой музыки «Музыкальный Петергоф»

"Четыре сезона". Выставка корейского костюма - ханбок в Артмузе

Планшетная выставка «Сокровищница России – Русский музей» в Луганске

Выставочный проект «Пушкинская-10. Ковчег ХХI века» в Центральном выставочном зале «Манеж», С.-Петербург

Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже

Станислав Косенков. Из тьмы рождается надежда. Графика разных лет

Русский балет. Приношение Эдгару Дега. Фотографии Юрия Молодковца

Выставка "Природа предмета. Современный дизайн и традиции" в Западном крыле Новой Третьяковки

Фестиваль роз и ботанических затей в Архангельском

Коллекция. Порядок вещей

Выставка "Из жизни мотыльков" в Дарвиновском музее

Музей-заповедник «Царское Село» открыл детский музейный центр в Володарском краеведческом музее

"Древний Египет. Искусство бессмертия" - уникальная выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина в Новосибирске

Концерт классической музыки в усадьбе М.П. Мусоргского

Выставка «Фарфоровая Сибирь»

Фестиваль «Довмонт Псковский» в Псковском кремле

Выставка Ф.Ф. Вдовина «Под шорох кисти» в Угличе

Кони. Поэтика образа

Пять девятых. Неслучайные совпадения. Современное академическое искусство

Диалоги животных: я тебя вижу

Фотовыставка Алёны Кочетковой «Она продолжается»

Полина Полнимер. Таинство иных

Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков

Выставка "Под небом России" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

«Место съёмки – Донбасс». Фотопроект Дениса Григорюка в Новосибирке

Выставка «Пушкин: от берегов Невы до Тихого»

Фотовыставка-путешествие "Египетский дневник"

Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа

Выставка «Серебряные сокровища Омана» в Музеях Московского Кремля


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru