31 мая в Третьяковской галерее открывается для посетителей выставка «Александр Иванов — рисовальщик, вдохновлённый классикой».
Состав выставки: более 20 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи
Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Иванова (1806–1858), которое включает в себя более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Экспозиция «Александр Иванов – рисовальщик, вдохновленный классикой» посвящена первым годам, проведенным художником в Италии, когда он был восхищен памятниками античной скульптуры и произведениями гениев Высокого Возрождения. Рисунки Иванова сохранили его удивление и трепет перед тайной искусства.
В 1830 году Александр Иванов, как один из лучших учеников Императорской Академии художеств, был послан в Рим для дальнейшего совершенствования в исторической живописи. Уже по дороге он начал осматривать художественные сокровища в музеях Европы. Сильнейшим впечатлением во Флоренции стало знакомство с подлинниками античной скульптуры. Увидев в галерее Уффици мраморный оригинал Венеры Медичи, художник с восторгом писал, что не знает "ничего совершеннее сего творения". Иванов несколько раз зарисовал Венеру, на выставке экспонируются два листа "Венера Медичи" (1830-1831), на одном из которых богиня любви и красоты изображена в различных поворотах, что создает впечатление кругового обхода статуи. Еще один рисунок - "Аполлино" (1830-1831) - изображает античную статую молодого Аполлона.
В Риме ближайшей задачей Иванова было копирование фрагмента фрески Микеланджело "Сотворение Адама", расположенной на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Картон, оконченный весной 1832 года, не сохранился, но представление о нем дают экспонирующиеся на выставке рисунки "Адам" и "Правая рука и голова Бога" (оба - 1831).
Еще ожидая разрешения работать в Ватикане, Иванов начал картину "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831-1834). В ней воплотились первые итальянские впечатления, стремление погрузиться в атмосферу античности. В зале выставлены эскизы, свидетельствующие о начальной стадии работы над картиной.
Для фигуры Гиацинта Иванов исполнил двойной этюд "Гиацинт, играющий на свирели" (1831), где, возможно, впервые применил свой метод "сличения и сравнения". В поисках образа Кипариса художник выполнил рисунок "Спящий Эндимион" (1831) с античного рельефа. Образцом для лица героя стала античная статуя "Ганимед, кормящий орла", с которой сделан рисунок "Голова Ганимеда" (1831). Создавая образ Аполлона, Иванов выполнил несколько рисунков "Голова Аполлона Бельведерского" (1831). На выставке экспонируется интересный лист, на одной стороне которого художник сделал набросок со слепка с головы Аполлона, а на другой - его прорись в нужном для картины повороте, смоделировал ее светотенью и постарался наделить светом вдохновения.
Одной из целей, стоящих перед Ивановым в Италии, было изучение стиля великих мастеров прошлого. Художника восхищали фрески Рафаэля в Ватикане, выразительные группы фигур в композициях гениального мастера, его "свобода в драпировках", "грациозность и грандиозность" образов. Иванов сделал множество рисунков с фресок Рафаэля в 1830-е годы. Некоторые из них можно увидеть в экспозиции, как и копию, выполненную с рисунка Леонардо да Винчи "Голова девушки" из галереи Уффици.
Проникновенное переживание античности, восторг Иванова перед мраморными статуями древних богов и богинь нашли продолжение в серии изображений обнаженной женской натуры. Рисуя натурщиц в своей мастерской или в римской Академии Св. Луки, художник всегда видел обнаженную женскую фигуру как предмет искусства. Натурщицы в его рисунках полны целомудрия и грации, их образы возвышенны, а за естественными неидеальными чертами угадываются божественно прекрасные формы античных скульптур, которые обрели дыхание жизни. Неслучайно одну из своих моделей Иванов зарисовал в позе Гебы, древнегреческой богини юности, разливающей нектар на пиру богов.
Куратор: Маргарита Крылова.
Выставка открыта с 31 мая по 17 ноября 2024 года
Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 11.