"О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…" (Константин Батюшков) Музей Тропинина представляет выставку «Память о счастье», посвящённую Году семьи в России. Тема детского и семейного портрета раскрывается в 120 произведениях из фондов музея и частных собраний современных коллекционеров изящного А. Вихрова, С. и Т. Подстаницких, Т. Удрас. Среди художников: В.А. Тропинин, А.П. Брюллов, П.Ф. Соколов, В.И. Гау, Т.А. Нефф, Г.Г. Гампельн и другие русские художники.
В пространстве экспозиции - крупноформатные полотна, камерные акварельные портреты и миниатюры с изображениями членов императорской фамилии, русской аристократии, дворян "средней руки" и купеческого сословия. Заказ портрета в эпоху Золотого века русской культуры было делом значительным, дорогостоящим, и обычно связан с важными датами для семейной истории. Тема семьи и детства в портретной живописи обрела популярность в эпоху сентиментализма на рубеже XVIII-XIX вв. Создание подобных произведений требовало от художников высокого мастерства в композиции и выстраивании групповой мизансцены, драматургии общения портретируемых между собой и со зрителем.
Зачастую большие семейные портреты создавались по случаю покупки дома. Малоформатные акварели или миниатюры дарили родственникам, их отправляли вместе с письмами, брали в путешествие или в военный поход. Образ матери с ребенком можно трактовать как желание декларировать свою социальную роль - свидетельство женской эмансипации, начавшейся в конце XIX в. Предназначение матери, ответственной не только за рождение, но еще за воспитание и образование детей, становилось все более и более определённым. В детском портрете проявляется родительская тревога, столь понятная во все времена, а также сентиментальное желание оставить на память любимые родные образы.
Изображения детей традиционно дополнялись значимыми аксессуарами со скрытым смыслом. Например, игрушки или книги в руках мальчиков становились символами их будущего образования и карьеры. Хлыст для верховой езды - метафора дисциплины, необходимой для правильного воспитания. Собака рядом с девочкой служила аллегорией будущей супружеской добродетели - верности. Современникам были понятны и изображение разнообразных цветов - символов красоты и предстоящего расцвета жизни. На языке цветов создавались тайные послания для выражения чувств и идей. Мальчиков часто изображали с яблоком, что отсылало зрителя к библейскому сюжету о древе познания добра и зла.
Директор Музея В.А. Тропинина Ольга Журавлёва отмечает: "Настоящая экспозиция демонстрирует смысловое богатство портретной живописи и позволяет убедиться в том, что значение семьи остается неизменным. П.А. Флоренский называл портрет "ликом рода", который способствует "метафизическому, соборному единству" разных поколений".
Кураторы: Анна Попова, заместитель директора Музея В.А. Тропинина, Мария Сарычева, главный хранитель Музея В.А. Тропинина.
Даты: 17.04 - 15.09.2024 .
Место: Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени