Отдел кино- и медиаискусства Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина представляют выставку «Границы сновидений», которая покажет работы из коллекции искусства новых медиа Пушкинского музея и произведения авторов из Северной Осетии, Дагестана, Чечни. Проект продолжает исследование темы сновидений, начатое в прошлом году экспозицией «Ложное пробуждение» в Балтийском филиале и предлагает совершить путешествие по мирам грез, где бывает сложно обнаружить тонкую грань, разделяющую явь и призрачный мир видений.
Выставка пройдет с 3 апреля до 2 июня.
Проект "Границы сновидений" - вторая выставка в рамках программы "Медиаокна", созданной отделом кино- и медиаискусства совместно с командами филиалов ГМИИ им. А.С. Пушкина. "Медиаокна" призваны познакомить как с ключевыми произведениями классиков медиаискусства, так и с работами современных художников, которые формируют ландшафт медиаискусства сегодня. Многие из произведений коллекции будут впервые показаны широкой аудитории. Одна из целей программы - сделать коллекцию искусства новых медиа Пушкинского музея доступной зрителям по всей стране. Проект представит не только работы из коллекции Пушкинского музея, но и произведения локальных художников, практики которых соотносятся с принципами формирования коллекции ГМИИ.
В работах художников на выставке "Границы сновидений" можно наблюдать, как герои держат путь по кромке горных хребтов мимо дзуаров - святилищ, застывают над водоемами, мимикрируют под окружающий мир. Этот маршрут среди ирреальных ландшафтов - одновременно испытание и поиск себя, путешествие к себе. Сновидческий путь героев произведений становится повествованием, соединяющим приключенческий роман, историю рода, молитву, предсказание. Время здесь порой течет нелинейно, убыстряется и замедляется, закручивается в спираль и возвращается к истоку. Зритель вместе с героями работ художников оказывается в движении, самостоятельно прокладывая дорогу через воспоминания, преодолевая сонное оцепенение, забвение, чувство обреченности и бездействие.
Экспозиция открывается работой художника Tsugi "Внутренний манифест № 0" (2017). Видеоработа представляет собой сон во сне, где главный герой помещен в центр воспоминаний: он попеременно то выступает рассказчиком, то смотрит на себя со стороны, как бы перемещаясь между мирами сна и реальности.
Хомаюн Аскари Сиризи в фотографическо-литературном проекте "Чтение Борхеса во Владикавказе" (2015) создает вторичную действительность, наслаивая сновидческие истории на городскую реальность. Каждая дверь или окно здесь - портал в другой мир, созданный словно по лекалам Хорхе Луиса Борхеса или Итало Кальвино. Кажется, что через оптику Сиризи Владикавказ открывает перед зрителем свой сокрытый образ места, в котором возможны чудеса.
Дуэт "Провмыза" играет со зрителем в игру, где неотличимы друг от друга пейзаж и человек. В видеоработе "Отчаяние" (2008) герои сознательно сливаются с окружающим сновидческим миром, укутанным снегами, в котором нет начала и конца, нет разграничения сна и яви, а значит, есть бесконечное и безмерное пространство для бодрствования души.
Марианне Хеске использует современные технологии, чтобы передать непостоянство и магию пейзажа. Ее цифровая "Волшебная гора" (1985-2017) служит своеобразной линией демаркации между грезами и реальностью. Яркие, будто наполненные электрическим светом горы Хеске становятся маяками для зрителя на пути-сновидении по выставке.
Анна Кабисова и Евгений Иванов в фотографических работах из серии "Верую во Единого" (2015) исследуют пространства, где возведены дзуары - древние осетинские святилища. Художники документируют места силы на аналоговую камеру, используя просроченную пленку, и тем самым создают визуальный эффект сновидческой дымки, проникающей в повседневность.
Видеоинсталляции художника Шамиля Ахмеда "Грохот" и "Тропы" (2023) - попытка осмыслить трагические семейные воспоминания о депортации в советский период. На одном из видео с холма к подножию, у которого стоит ребенок, скатывается с грохотом металлический котел как напоминание о непринятии вернувшихся депортированных. В другом видео уже сам художник взбирается по холму, вырывая траву, чтобы проложить себе тропинку. Ахмед, рассматривая, точно сквозь сон, опыт прошлых поколений, прокладывает в реальности собственный путь.
В рамках выставки пройдет публичная программа, которая познакомит зрителей с историей видеоискусства, а также рассмотрит его через призму выставки и поместит в контекст истории искусства. Куратор выставки Алина Стуликова на лекции "Сон разума рождает чудовищ" ответит на вопросы, способно ли искусство в целом и искусство новых медиа в частности создавать порталы в другие реальности и есть ли у искусства сила пробудить спящего. Куратор Маргарита Маслова прочитает лекцию "Кино, разомкнувшее сон" с последующим обсуждением массового и авторского кино, в котором сон и поиски настоящей реальности становятся основой сюжета, дискуссии о научной стороне сновидений. Также состоится встреча с художниками - участниками выставки. Завершится публичная программа воркшопом для молодежной аудитории, который проведет Марта Яралова, ведущий специалист отдела медиатеки ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Открытие выставки пройдет 2 апреля в 16:00. Вход свободный. Узнать подробнее о публичной программе, получить подробную информацию и приобрести билеты можно на сайте.
Кураторская группа: Лилия Галазова, Мария Кузьмина, Маргарита Маслова, Алина Стуликова, Галина Тебиева
Организатор: Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Даты проведения: 3 апреля - 2 июня 2024
Место проведения: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Владикавказ, ул. Никитина, д. 22, тел. 8 (867) 270-07-09).
Категория: 12+
СПРАВКА
Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина находится в регионе с богатым разнообразием культур и традиций, что определяет его деликатный стиль взаимодействия с местным сообществом. Проекты филиала, связанные с интерпретацией традиционного историко-культурного и природного наследия современными средствами, направлены на формирование единого культурного пространства Северного Кавказа. Деятельность филиала способствует объединению творческих сил современных авторов и включению актуального искусства в традиционный локальный контекст.