31 января во Всероссийском музее декоративного искусства открывается выставка "Музыка света. Ян Левинштейн".
Художник Ян Левинштейн (настоящее имя Яков Ильич Левинштейн 3 февраля 1923 - 5 сентября 2010) - яркий представитель отечественного нонконформизма. Прожив напряженную творческую жизнь, Ян Левинштейн оставил после себя мудрое, жизнелюбивое искусство. На выставке «Музыка света» представлено 50 работ художника, в том числе и портреты музыкантов – Рихтера, Шостаковича, Окуджавы, Сергея и Ольги Никитиных. По словам куратора проекта Василисы Литвиновой, в них автору удалось прекрасно передать внешнее сходство героев и проникнуть в их сложный внутренний мир, используя свою музыкальную интуицию. Природное чувство цвета и формы, навсегда породнившее художника с музыкой, стало надежным фундаментом его живописного созидания.
Работа над портретом Шостаковича происходила непосредственно в моменты написания музыки композитором. Как и в музыке Шостаковича, в его портрете брутальность и лаконизм окрашивается полутонами по мере развития музыкальной темы. В портрете Юрия Никулина художник мастерски передал суть великого актера, которому были подвластны абсолютно разные образы: от клоуна до фронтовика, видевшего все ужасы войны, но при этом сохранившего удивительно добрую и светлую душу. Здесь из толстого слоя холодного белого грима через удивительно добрый взгляд пробивается душа, а золотой птенчик на плече напоминает солнечный луч. Серия «Клоуны» интересна мастерской передачей пластики и движений артистов. Зритель ощущает, как открывается занавес, и в застывших позах, изображенных на картинах, передается действо циркового представления!
Интересна биография художника. В начале 1941 года он был готов поступать и в художественный вуз, и в консерваторию. После долгих раздумий победила живопись. В конце лета 1941 года, с наступлением немецкой армии, началась эвакуация многих вузов вглубь страны. Суриковский институт был эвакуирован в Самарканд. Будущий художник прибыл в Самарканд с опозданием в несколько дней. Явившись в приемную комиссию, юноша получил сухой ответ: «Вы опоздали, приезжайте на следующий год». Уже на выходе из института его остановил незнакомый человек, который оказался не кем иным, как академиком Серовым, одним из светил тогдашней советской живописи. Случайно проходя мимо, он заинтересовался стоящими у дверей работами Якова и внимательно их рассмотрел. Вердикт был оглашен тут же: «в связи с необычайной одаренностью художника зачислить без экзаменов». И Яков Левинштейн, так неожиданно поступивший в Суриковку, оказался в мастерской профессора Грабаря. Дипломная работа Якова «Квартет имени Бетховена» длительное время экспонировалась в кулуарах Большого зала консерватории. В начале 50-х годов художник возвращается в Москву, работает на комбинате живописного искусства Московского отделения Союза художников (МОСХ) и подписывает он свои работы «Ян Левинштейн». Так появился его творческий псевдоним.
Выставка открыта до 24 февраля.