27 декабря в 12.00 в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов состоится представление малоизвестного широкой публике эскиза Н.К. Рериха "Гонец". Представленная на выставке работа, возрождённая петербургскими реставраторами, происходит из собрания Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина. Открытие выставки будет сопровождаться прямой трансляцией с алтайским музеем.
Эскиз "Гонец" петербургская публика увидит впервые. Работа представляет замечательный этап становления Н.К. Рериха-живописца. Реставрация этой забытой работы подарила возможность познакомиться с ранним творчеством Н.К. Рериха и внесла новый материал в исследование "славянской симфонии" художника.
Возможно, она представляет собой подготовительный эскиз к дипломной композиции 1897 года. Сцена, представленная на эскизе, словно предшествует сюжету картины "Гонец. Восстал род на род", где гонец приближается к городу, чтобы сообщить тревожную весть. Первый план отдан водной поверхности, в которой отражается берег, окутанный лесом. Вся сцена погружена в полумрак, в котором контрастно выделяются фигура "гонца" в лодке и светлые участки, отражение облаков на первом плане и треугольник неба над силуэтами елей. Тональный ритм выстраивает движение по диагонали, от левого нижнего угла в глубь работы, следуя этой диагонали, мы замечаем фигуру монаха, его силуэт будет повторяться в образах отшельников серии "Sancta".
Для справки:
Произведение Н.К. Рериха относится к раннему творчеству художника, времени разработки теоретических и художественных основ "славянской симфонии". Интерес к истории и литературные способности у него проявились, пожалуй, даже раньше художественных, а начиная с девяти лет он участвует в археологических раскопках.
На первых курсах Академии художеств Н.К. Рерих сочиняет эскизы на "сюжеты чисто археологического содержания", его привлекает история России, живые и яркие образы старины. Рерих-студент пишет "Плач Ярославны", "Курганы", "Вече", "Пушкарей", "Ушкуйника", "Псковича". В 1896 году выходит очередной "Литературный сборник произведений студентов Императорского Санкт-Петербургского университета", где Н.К. Рерих выступает автором большинства иллюстраций. В "Литературном сборнике" публикуются репродукции его живописных работ ""В греках". Варяг", "Воевода", "Наезжает Иван-царевич на избушку убогую".
В 1897 году в письме к В.В. Стасову художник делится планами грандиозного замысла: написать цикл картин, раскрывающих историю Древней Руси. Начало было положено небольшими картинами "Утро богатырства Киевского" (1895) и "Вечер богатырства Киевского" (1896). Художник планирует создать "славянскую симфонию", как он её называет в письме к Стасову, создавая картины на "сюжет "Славяне и варяги"".
В том же 1897 году Рерих представляет на академической выставке дипломную работу "Гонец. Восстал род на род". Она была восторженно принята критикой, её отмечают И.Е. Репин и С.П. Дягилев, покупает для своей галереи П.М. Третьяков.
В живописи Н.К. Рериха 1890-х годов отражается процесс формирования нового художественного языка, художник ищет не только сюжеты, но и средства выразительности. Рерих вводит пейзаж в картину "Гонец. Восстал род на род" не только как место действия, но и как равноценного героя картины, отвечающего за психологическое состояние произведения. Эмоциональный образ, усиленный контрастным освещением, следует, безусловно, традициям пейзажной мастерской А.И. Куинджи, но уже в этой работе, открывающей нам "славянскую серию", заложены основные приёмы Рериха-пейзажиста: высокая точка зрения, совмещение разных уровней, круг излюбленных мотивов: лента реки, холмы или горы на дальнем плане, древние города.
Выставка будет работать до 28 января 2024 г.
Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. (В.О., 18-я, л., д.1)