В выставочном зале Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки открылась выставка "Итальянская коллекция / Живопись XVII—XIX веков".
Причин, почему мы решили показать эту часть коллекции, несколько. Прежде всего, произведений итальянской школы в нашем собрании больше, чем немецкой, голландской или французской. Мы давно не показывали итальянскую живопись отдельно от других школ, а за несколько прошедших десятилетий какие-то работы были отреставрированы, по поводу других сделаны уточнения, касающиеся возможного авторства, сюжетов или происхождении.
Курская картинная галерея не унаследовала ни одного сохранившего целостность собрания итальянской живописи (таковые были прежде в губернии, вспомним о Барятинских). В результате национализации 1918 года, перераспределения произведений Государственным музейным фондом (1920-е гг.) и последующих передач в галерее оказались картины итальянских мастеров от Барятинских, Ребиндеров, Шварцев, а также из не всегда установленных разрозненных коллекций. То, что есть у нас – это «осколки», но очень примечательные.
В экспозиции пятьдесят работ разной степени совершенства. Здесь есть известные имена (Сассоферрато, Дж. Б. Тьеполо, А. Тиарини, Л. Беки) и анонимы, глядя на работы которых можно дать характеристику целой эпохе истории искусств. Бесспорный шедевр собрания – «Портрет девочки» работы художника второй половины XVI века Федериго Бароччи, когда-то входивший в коллекцию великой княгини Марии Николаевны. К числу произведений позднего Возрождения должны быть отнесены анонимный «Портрет Луки Питти» и «Несение креста» северо-итальянской школы второй половины XVI столетия (из курских усадеб). Полнее и разнообразнее в собрании галереи представлен XVII век. Здесь есть Неаполь, Рим, Венето и Ломбардия – важные центры, в которых развивалось искусство эпохи Барокко. Работы римских и неаполитанских караваджистов («Святое Семейство», «Апостол Петр», «Святая Екатерина Александрийская») происходят из усадьбы Марьино. И здесь нельзя не вспомнить о том, сколько стараний прилагалось представителями нескольких поколений семьи Барятинских в приобретении произведений итальянской школы. Картина «Иосиф, толкующий сны» венецианца А. Дзанки некогда была приобретена Г.Е. Шварцем.
Репутация Италии как «страны художественных впечатлений» чрезвычайно способствовала популяризации ее художественного наследия. Grand Tour – большое путешествие, которым в идеале должны были завершать свое образование молодые люди (следуя примеру титулованных англичан) – заканчивалось в Италии. Традиция началась еще в XVII столетии и ширилась два последующих века. Привезти из большого тура «сувениры итальянской школы» сделалось правилом. Антиквары часто предлагали любителям искусства уменьшенные копии известных произведений. В европейских домах дворцах XVIII—XIX века стало привычным держать повторения шедевров. Чаще всего копировали Рафаэля, Фра Бартоломео и Корреджо. Не менее популярны были мастера XVII века: Гвидо Рени, Доменикино и Карло Дольчи.
Итальянскую живопись XIX века в экспозиции представляют работы Л. Беки, Э. Пастино, Р. Чекколи, Н.Л. Гради, а также малоизвестных живописцев, чьей специальностью было писание копий: Р. Чиприани, Т. Чарди, П. Пуччинелли. В известной мере искусство Италии почти до конца XIX века обращено к собственному прошлому.
Выставка продлится до 21 января 2024 года, она может быть интересна зрителям всех возрастов.
Работает: с 25 ноября по 21 января 2024 года
Адрес: г. Курск, ул. Радищева, 85, выставочный зал Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки