6 октября в Мраморном дворце открывается выставка "Школа Филонова". На ней будет представлено около 120 произведений живописи и графики, созданных мастерами аналитического искусства - учениками и последователями корифея русского авангарда Павла Филонова - из собрания Русского музея, Государственного Музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Галеев-Галереи (Москва).
Ряд произведений выставляется впервые или практически неизвестен широкому кругу любителей искусства.
В 1920-е один из лидеров русского авангарда Павел Филонов предлагал изменить всю систему художественного образования. Основой обучения должен был стать разработанный им метод аналитического искусства. Филонов писал о необходимости коллективной работы мастеров и учеников и определял роль школы как мастерской производства.
Коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ) сформировался в сентябре 1925-го. Его организации предшествовали летние занятия в Академии художеств, на которых Филонов знакомил студентов со своей системой. Он не получил приглашения от Академии преподавать по своему методу, но многие студенты захотели продолжить занятия и начали приходить к Филонову в его комнату в доме на Карповке (ул. Литераторов, 19).
В истории отечественного искусства "школа Филонова", просуществовавшая до смерти мастера в декабре 1941-го, была самой многочисленной творческой мастерской. Известно почти сто имен художников, либо постоянно работавших под руководством Филонова или получавших "установки", как он говорил, на нескольких уроках; знакомившихся с его методом в письмах, получавших разъяснения принципов аналитического искусства и рецензии на свои композиции.
Ученики Филонова не подписывали свои работы, как и сам художник. Своим творчеством они утверждали единый метод, пригодный для любой формы - от огромных панно до книжной иллюстрации - и доступный любому начинающему художнику.
Учеба у Филонова была занятием непростым. "Плачь, а рисуй", - вспоминала свой первый урок Глебова. Учитель требовал от учеников полной отдачи и безоговорочного следования принципам аналитического искусства. На работу над первой композицией ученику отводилось всего три дня. На экспозиции можно увидеть первые работы у Филонова Павла Кондратьева и Прасковьи Важновой из собрания Русского музея.
Самыми крупными и важными событиями для школы Филонова были выставка МАИ в Доме печати (Шуваловском дворце) (наб. Фонтанки, 21) и оформление комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" на сцене театра Дома печати в 1927-м.
Тема выставки звучала как "Картины современного публицистического и историко-революционного содержания". Мнения критиков были полярными: от полного отрицания (нужно ли искусство, которое непонятно простому рабочему человеку) до оценки выставки как яркого события. В любом случае именно после выставки в Доме печати филоновцы получили статус официально зарегистрированного художественного объединения.
Из десяти сохранившихся полотен с этой выставки на экспозиции представлены четыре больших панно: "Сибирские партизаны" Юрия Хржановского, "Казнь революционера" Алевтины Мордвиновой, "Старый и новый быт" Софьи Закликовской (все - 1927, ГРМ) и "Рабочий, сидящий за столом" Эдуарда Тэнисмана (1927, ГМИ СПб).
В театре при Доме печати к 75-летию со дня смерти Н.В. Гоголя Игорем Терентьевым был поставлен "Ревизор". Оформление спектакля было доверено мастерам аналитического искусства Николаю Евграфову, Андрею Сашину, Артуру Ляндсбергу, Ревекке Левитон и Михаилу Цыбасову. Сам Филонов создал только макет афиши.
Терентьев задумывал "Ревизора" как фарс, поэтому костюмы, созданные мастерами аналитического искусства, - "говорящие костюмы" - вносили своеобразный дух карнавала, преувеличенно подчеркивая характеры действующих лиц, иногда доводя их трактовку до откровенной иронии над персонажем.
Рецензии на столь неординарный спектакль были, в основном, отрицательными. Увы, не сложились отношения у Терентьева с Филоновым, и вскоре режиссер отказался от костюмов и декораций мастеров аналитического искусства.
На экспозиции можно увидеть одиннадцать эскизов костюмов и композицию задника, созданные Сашиным. Эти работы из коллекции Русского музея все вместе прежде не показывались. Вошли в состав экспозиции и эскизы костюмов, созданные Ляндсбергом и Евграфовым, из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.
Крупнейшим успехом группы Филонова стало оформление финского эпоса "Калевала" (1932). Это было первое иллюстрированное издание "Калевалы" на русском языке. Работа была предложена Филонову, но он в свою очередь предложил, чтобы иллюстрации сделали члены МАИ под его руководством. По словам искусствоведа Евгения Ковтуна, ""Калевала" как поэтический метод, как способ образного мышления оказалась родственна методу аналитического искусства с его алогизмом, сдвигом пространственно-временных связей, взаимопроникновением предметов, нарушающим привычные отношения".
На выставке представлены иллюстрации Алисы Порет и Софьи Закликовской к "Калевале" из собрания Русского музея.
Работа над иллюстрациями к "Калевале" была последней крупной совместной работой учеников Филонова. Усилилось политическое давление на "левые" течения в искусстве; в МАИ случился раскол, и с Филоновым осталось меньшинство, обрекавшее себя на вытеснение за пределы художественной жизни и экономические проблемы из-за отсутствия заказов.
На выставке можно увидеть произведения 1930-40-х, созданные членами МАИ. Впервые в составе школы Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Прасковьи Важновой, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретенные Русским музеем в последние десятилетия.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга предоставил эскизы Татьяны Глебовой для оформления оперы Рихарда Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1931-1932), которые крайне редко появляются на выставках. Ранние "филоновские" живописные работы 1920-х Бориса Гурвича и Евгения Кибрика из собрания Галеев-галереи (Москва) также практически неизвестны зрителям.
Основу выставки составляют более ста произведений из собрания Русского музея.
6 октября 2023 - 22 января 2024 г.
г. Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1