Стиль модерн получил распространение в последних десятилетиях XIX – начале ХХ века в разных странах, в том числе и в России, где достиг своей зрелости к началу 1900-х годов. Первоначально он сформировался как элитарный стиль в светском искусстве, но постепенно его эстетика распространилась и в православной художественной культуре.
Директор Музея им. А. Рублева и куратор выставки М.Б. Миндлин: «Время господства русского модерна в религиозном искусстве было недолгим, но ярким настолько, что споры об этом явлении ведутся до сих пор.» Выставка представляет на суд зрителей памятники живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, в которых использованы характерные для этого стиля художественные приемы.
Среди экспонатов выставки – малоизвестное произведение В.М. Васнецова, работы М.В. Нестерова и одного из известных московских иконописцев начала XX века А.Я. Вашурова. Оклады и киоты, выполненные на высочайшем технологическом уровне, демонстрируют лучшие образцы русского ювелирного искусства начала ХХ века, среди них – произведения, созданные по эскизам работавшего в стиле модерн художника С.И. Вашкова ведущими фирмами П.А. Овчинникова и Оловянишниковых. Впервые будет представлен складень, принадлежавший дочери И.П. Оловянишникова Марии. В 1899 году Мария Ивановна вышла замуж за поэта-символиста, переводчика и дипломата Юргиса Балтрушайтиса, в 1939 году семья переехала в Париж. В 2022 году складень был выставлен на аукционные торги и вернулся в Россию благодаря приобретению в частную коллекцию. На выставке будут экспонироваться и другие уникальные произведения, выполненные в стиле модерн.
Участники выставки – Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии, Музей русской иконы имени Михаила Абрамова, частные коллекционеры.