Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
В рамках проекта «Амаркорд. Мир Анатолия Каплана»
Камерная выставка фотографий Иосифа Бродского из собрания Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме развивает темы, затронутые в ретроспективе Анатолия Каплана в Большом зале.
Для художника были важны понятия дома, мира детства и родных мест, светлых воспоминаний как основы творчества. Бродский же, напротив, беспощаден в осмыслении утраты среды, его взрастившей: «заглянем в лицо трагедии». Он убежден в одиночестве как неизбежном состоянии души, а собственное изгнание отражает в поэзии через исследование пространства и времени. Эти категории сильнее человека, безуспешно пытающегося запомнить «пейзаж, способный обойтись без меня».
Однако Бродский не был циничным философом, лишенным чувства ностальгии. Бесстрашие и отсутствие тона утешителя в поэзии не противоречат теплой интонации автобиографической прозы поэта. «Полторы комнаты», «Путеводитель по переименованному городу», «Трофейное» – тексты об утраченной реальности, ставшей ускользающими воспоминаниями, но многое для Бродского определяющими.
Мы дополнили «Натюрморт» подлинными фотографиями Иосифа Бродского. Витриной стал стол из кабинета поэта в Саут-Хедли, за которым он написал посвященные родительскому дому «Полторы комнаты». На снимках – запечатленные моменты жизни, «что оказалась длинной» – растущий в послевоенном Ленинграде в коммуналках ребенок и признанный интеллектуал, в котором продолжает жить тот мальчишка. Он покупает солдатиков, дурачится с друзьями, сохраняет безделушки из поездок и постоянно отправляет открытки маме и папе, обращаясь: «милые мои коты».
На стене – проекция с цитатами из эссе «Меньше единицы» (1976, перевод с английского Виктора Голышева,) и фрагментом стихотворения «О если бы птицы пели и облака скучали…» (1994).
Павел Котляр, куратор экспозиции «Иосиф Бродский. Натюрморт»
17 февраля – 2 апреля
18+
Экспозиция «Иосиф Бродский. Натюрморт»