7 февраля во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открывается выставка «Бери свой быстрый карандаш…»
Состав выставки: 26 работ мастеров русской литографии 1820-х – 1860-х годов из собрания Музея имени М.А. Врубеля
Выставка графики, развернутая в двух небольших залах Врубелевского корпуса, представляет русскую литографию 1820-х – 1860-х годов и знакомит с творчеством знаменитых мастеров: А.О. Орловского, П.А. Федотова, В.Ф. Тимма, И.С. Щедровского, С.Ф. Галактионова.
Литография – гравюра на камне – была изобретена в 1796 году немецким актером-любителем, литератором и типографом Иоганном Алоизом Зенефельдером (1771–1834), а в России получила свое распространение с первой четверти XIX века. Возможность художника легко и свободно создавать изображения на литографском камне, а также относительно простой и недорогой способ печати выдвинули эту технику на авансцену эпохи романтизма.
Произведения, включенные в экспозицию, характеризуют начальный этап освоения литографии в России и отличаются жанровым разнообразием. В портрете, пейзаже, бытовой сцене, социальной сатире отражены изменения культурной и общественной жизни страны XIX века.
«Главный герой» экспозиции – Александр Осипович Орловский (1777–1832). Знаменитый художник польского происхождения оставил яркий след в русской культуре. «Бери свой быстрый карандаш! Рисуй, Орловский, ночь и сечу», – писал А.С. Пушкин, большой поклонник его искусства. Блестящий рисовальщик, Орловский одним из первых в России освоил технику литографской печати и получил государственную привилегию на тиражирование своих эстампов. Его работы – интереснейшие образцы печатной графики, сохраняющие легкость и изящество карандашного рисунка.
Оригинальный и многогранный талант Орловского оказал влияние на творчество известных мастеров, обратившихся к темам «вседневной» жизни России 1840-х –1860-х годов. Литографии с рисунков Павла Андреевича Федотова (1815–1852) воплотили образ «маленького человека», знакомого нам по повестям Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского. В бытовых зарисовках запечатлены реальные люди различных слоев русского общества: мастеровые, купцы, мещане, обнищавшие аристократы…
Огромным вниманием мастеров русской литографии пользовались виды Санкт-Петербурга и его окрестностей. Степан Филиппович Галактионов (1779–1854) – подлинный поэт, вдохновленный возвышенной красотой и гармонией Северной Пальмиры. Его литография «Крестовский остров» (1821) отличается высочайшим мастерством в передаче фактуры карандашного рисунка.
Литография оказала огромное влияние на развитие периодической печати в России. В экспозиции представлены журналы «Ералаш» (1849) и «Русский художественный листок» (1858), которые в рисунках с натуры преподносили читателям серьезную информацию о событиях современной России.
Листы, демонстрируемые на выставке, издавались относительно небольшим тиражом – всего 200–600 экземпляров. Сегодня это редкий музейный материал, раскрывающий одну из малоизвестных страниц русского искусства XIX столетия.
Куратор – ведущий научный сотрудник, хранитель фонда русской и зарубежной графики Галина Андреевна Севостьянова
Когда: 7 февраля – 4 июня 2023
Где: г. Омск, ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус