21 февраля в Музее-заповеднике «Царицыно» начинает работать выставка «Поверхности» — ежегодный смотр керамических пластов в Казаковском зале Большого дворца, который объединит десятки современных художников, работающих с глиняной «бумагой».
"Царицыно не в первый раз обращается к этому жанру в искусстве керамики, в том числе и в исследовательских целях, так как в нем, как в лабораторной пробирке, видны тенденции - даже те, которые только намечаются, - рассказывает генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. - В экспозиции можно проследить, как менялась работа художников с плоскостной керамикой на протяжении десятилетий, для этого на выставке наряду с новыми работами показаны произведения 1970-80-х годов из царицынской коллекции".
Жанр пласта предполагает работу исключительно с поверхностью. Фактуры, текстуры, роспись, рельеф и процарапка становятся основным арсеналом художника, желающего отдохнуть от объема и выбравшего для воплощения своих впечатлений, воспоминаний и эмоций керамический "холст". "Кто-то рисует палочкой, кто-то - кисточкой, кто-то сворачивает края и выгибает поверхность, задавая ей нужную пластику, - рассказывает куратор выставки, художница-керамист Татьяна Пунанс. - Именно возможность соединения рельефа с цветом делает пласт уникальным направлением в керамике".
Восьмые "Поверхности" отличаются от предыдущих семи. Во-первых, куратор приняла решение отказаться от принципа "один художник - одна работа", и у авторов появилась возможность показать сразу несколько произведений. Во-вторых, в зале можно будет прочитать комментарии художников, объясняющих свой выбор в пользу плоскостной керамики. "Ведь по-прежнему многие не понимают, что такое пласт - картина или объект, вешать это на стену или пытать установить на полке, - объясняет Татьяна Пунанс. - И вот художники, наконец, рассказывают, что именно заставляет их, до дрожи, до зуда, заниматься именно этим". Одно из самых интересных нововведений - отдельное пространство с экспонатами, к которым можно прикасаться.
В новой выставке "Поверхности" участвуют 65 художников. География проекта простирается от Санкт-Петербурга до Благовещенска. Из Перми приезжает скульптор Марина Еркович. Её работа "12" - аккуратно сложенные керамические мужские рубашки - отсылает одновременно и к Евангелию, и к поэме Александра Блока. Московская художница Елена Скворцова показывает охотничьи "Трофеи", выполненные из шамотной глины, москвич Константин Становов - абстрактные брутальные композиции, "пласты с торчащей геометрией", как их называет куратор. Работы художницы из Электростали Дарьи Демченко о материнстве напоминают книжные страницы со сценками из жизни молодых родителей. Композиция мэтра столичной школы Марины Степановой-Ланской составлена из керамических листов, на которых можно попробовать прочитать зашифрованные послания. Среди предметов из музейной коллекции - работы Вероники Ореховой и Раисы Щипаревой, советских художниц, работавших во второй половине XX века, когда пласт воспринимался буквально как "бумага". Второй год в выставке участвуют художники-стекольщики; они подхватили диалог, начатый керамистами, и показывают пласты из стекла.
Проект "Поверхности" стартовал в 2014-м и последние три года проходит в "Царицыне". Цикличность проекта, по мнению Татьяны Пунанс, очень важна: "Это как Олимпийские игры. Художники знают, что раз в год у них есть возможность встретиться с единомышленниками и показать свои работы, даже обретая в таком узком сегменте, как пласты". Для "Царицына", в фондах которого хранится уникальная коллекция декоративно-прикладного искусства второй половины XX века, работа с современными авторами представляет собой большой научный интерес, которому посвящено отдельное направление экспозиционно-выставочной работы музея.
Выставка будет работать на третьем этаже Большого дворца - в Казаковском зале - до 16 апреля 2023 г.