Галерея живописного искусства на Тверской-Ямской, д. 20 представляет персональную выставку живописи Натты Конышевой «За гранью реальности».
Натта Конышева ‒ явление московской художественной жизни, её выдающееся искусство получило широкое признание и обрело заслуженную славу ещё при жизни в профессиональной среде искусствоведов, коллекционеров и широкого круга зрителей. Не знакомые с художником лично любители искусства считали ее живой легендой.
Выставка «За гранью реальности» предоставляет возможность познакомиться с живописными произведениями Натты Конышевой из самой значительной коллекции Сергея Трофименко, формировавшейся на протяжении тридцати лет. Многие работы экспонируются впервые.
Натта Конышева родилась в 1935 году в Москве в семье библиотекарей. Родители, следуя золотому правилу «Ученье – свет», с самого раннего детства привили ей любовь к чтению. Натта за несколько лет без труда одолела всю домашнюю библиотеку, одновременно делая зарисовки к прочитанным произведениям. Окончив школу с золотой медалью, Натта поступила в Московский Полиграфический институт на отделение «Промграфики». Её наставниками на факультете были такие выдающиеся художники, как Владимир Фаворский и Элий Белютин. После окончания института в 1959 году Натта Конышева почти десять лет работала художником в мастерской Промграфики РСФСР, разрабатывала фирменный стиль для предприятий лёгкой промышленности, создавала логотипы к различным товарам народного потребления. В 1960–1970-е годы активно иллюстрировала книги для издательств «Географгиз», «Советский писатель» и Алтайского книжного издательства. Устав от условных штампов «графического рукоделия», Натта Конышева с восторгом переключилась на живопись, окунувшись в художественную среду советского андеграунда, участвовала в полуофициальных, квартирных выставках Москвы.
В 1974 году её приняли в Московский Союз художников, затем в неофициальный «Горком графиков», который с невероятным успехом проводил выставки на «Малой Грузинской, 28».
За 60 лет творческой деятельности Натта создала десятки тысяч живописных полотен и километры рисунков. Несмотря на полученное профессиональное образование, она продолжала изучать излюбленную жанровую живопись в музеях Франции, Бельгии, Голландии, Италии, перерисовывая классиков. Авторитетом же считала английского художника Уильяма Хогарта, автора сатирических гравюр и живописи, открывателя новых жанров. Н. Конышева работала в «разговорном жанре», популярном в Англии во второй половине XVIII века, который отличался бытовым характером изображения. За долгие годы у нее выработалась авторская техника свободного, быстрого фигуративного письма. Конышева была невероятно востребованным художником, продавала картины, как сама выражалась «пачками». Все деньги уходили на холсты, краски, азартные блошиные рынки и бесконечные путешествия по миру в поисках впечатлений для новых картин. Если на карте мира обозначить места пребывания Натты, то легче отметить точки, где её не было.
Искусство Натты Конышевой это камертон свободы. Её манера уникальна, стилистически узнаваема и оказывает непостижимое магнетическое воздействие с первого взгляда. Она назвала ее «Репортаж с элементами чуда». Гармония из хаоса и наоборот. Обозначить стиль Натты Конышевой ‒ это синтез документального реализма и фантастического экспрессионизма. Натта не расставалась с ручкой ни на улице, ни на вернисаже, делала с ходу наброски, выводя смелые графические росчерки будущих полотен на истрепанных листах, будь то бурлящие толпы на Арбате и в метро. Её неудержимо влекла неугомонная жизнь, как бесконечно меняющийся яркий калейдоскоп. В её зарисовках запечатлена чуть ли не половина жителей Москвы и персонажи зарубежных городов. Являясь мастером бытовой живописи, Конышева делала портреты, предпочитая театрально-постановочный игровой, зачастую используя приём гротескного преувеличения. С присущей ей остроумной иронией и фантазией, Натта облачала персонажей в причудливые одежды, дополняя образы экзотическими аксессуарами.
Натта Конышева ‒ участник множества выставок в России и за рубежом. В 1992 году принимала участие в выставке в Ницце вместе с работами Марка Шагала и Анри Матисса. В девяностые годы картины Натты Конышевой удачно выставлялись на торгах аукциона Sotheby’s.
Произведения хранятся в Государственной Третьяковской галере, в Русском музее, в Музее наивного искусства (Ницца, Франция), в Художественном музее (Брянск), в Государственном музее Востока (Москва), в музее Актуального искусства ART4 (Москва), в Галерее Грегори (Нью-Йорк, США), в коллекции Рене Герра (Париж, Франция), в коллекции русского и восточно-европейского искусства Kolodzei Art Foundation (Нью-Йорк, США), в Хайленд Парк (Нью-Джерси, США), в галерее VArt (Москва), а также во многих частных коллекциях России, Бельгии, Франции, Италии, Германии и других стран.
На выставке представлены скульптуры Дмитрия Тугаринова, фотоархив Бориса Сысоева, видео Томаса Шмидта, инсталляция Кирилла Гарнисова, документальные и архивные материалы.
/Татьяна Кроль, искусствовед, член СХР, Ассоциации искусствоведов (АИС), ТСХР/