НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого. В рамках Года Петра Великого в Эрмитаже

c 7 декабря 2022 по 29 января 2023Санкт-Петербург
Типографский станок. Россия, Санкт-Петербург, 1721. Дерево, сталь, медь
Cruys, Cornelis (Крюйс, Корнелис; Крейц, Корнелий Иванович) (1657–1727). Amsterdam : [S. n.], 1703–1704. Бумага; печать, гравюра, акварель, чернила
Символы и емблемата указом и благоповедении Его Освященного Величества Императора Московского Петра Алексеевича. Amsteladami [Amsterdam] : Apud Henricum Wetstenium, 1705. Бумага; печать в два цвета – черным и красным; гравюра
Шафиров, Петр Павлович (1669–1739). Разсуждение какие законные причины его царское величество Петр Первыи царь и повелитель всероссиискии и протчая... Санкт- Петербург : [Б. и.], 1717. Бумага; печать
Новый Завет. Москва : Печатный двор, 1702. Бумага; печать в два цвета – черным и красным
Дни Эрмитажа – 2022

7 декабря 2022 года в Арапском зале Зимнего дворца начинает работу новая выставка из серии, посвящённой 350-летию со дня рождения императора Петра I, – «Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого».

На экспозиции представлены книги, напечатанные в период самостоятельного царствования Петра I (1689–1725). Выставка наглядно показывает, как на протяжении этого времени менялся облик книги, насколько разнообразным стал репертуар печатной продукции, как в изданиях светского характера произошла резкая смена кириллического шрифта на новый гражданский. Также посетители смогут увидеть типографский станок и гравюры, дополняющие наши представления о книгопечатной и просветительской деятельности петровского времени.

«Это увлекательная история о том, как с изменением содержания книг менялся их эстетический облик, как они стали знаком и символом Петровской эпохи. Шрифт иногда говорит не меньше, чем слово», – отметил Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

«Бунташный» XVII век, начавшийся Смутой и польско-шведской интервенцией, а закончившийся стрелецким восстанием, был одним из кризисных периодов истории. В это время российское общество столкнулось с большим количеством неразрешимых проблем в государственном управлении и социальной сфере, что также сопровождалось постепенным отставанием от других западноевропейских государств. Ликвидировать этот разрыв были призваны реформы Петра I, отмеченные светским характером и практической устремлённостью. Меры по преодолению кризиса оказались переломными в культурной жизни России и повлекли за собой большие последствия для развития книгопечатания. Пётр I использовал организующую роль издательского дела, приспособив его «для повелительных государевых нужнейших дел и для обучения русских людей».

Первая четверть XVIII века стала отдельным и очень важным периодом отечественного книгопечатания. Издания, появившиеся в это время, можно разделить на три группы. Первую составляют книги религиозного характера, богослужебные и полемические, которые продолжали печататься церковнославянским шрифтом. Также к первой группе относятся светские издания научного или политического содержания, для которых впоследствии стали использоваться новые шрифты. Наиболее известный пример – «Арифметика» Леонтия Магницкого, набранная кириллицей.

Во вторую группу, сравнительно малочисленную, входят издания, печатавшиеся иностранцами за границей на русском языке с помощью своеобразного шрифта, представлявшего собой комбинацию славянских и западноевропейских литер, как, например, «Символы и эмблемата» – настольная книга дворян XVIII века, искавших в ней девизы и аллегорические изображения. Третья, наиболее важная группа изданий, включает в себя экземпляры, печатавшиеся в России гражданским шрифтом по новой издательской программе. Именно они являются «петровскими» книгами в точном смысле этого слова.

Необходимость выпуска большого числа светских книг (для чего старый шрифт был мало приспособлен) привела императора Петра I к мысли о введении в России гражданского шрифта. Реформа включала в себя как упразднение ненужных букв, так и изменение графики их начертания, что делало изображение более лаконичным и сближало его с начертанием букв латинского алфавита. Вместе с тем были введены новые арабские цифры, сменившие неудобное обозначение цифр буквами церковнославянского алфавита. Рисунки нового шрифта были выполнены в 1707–1708-х годах чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра Великого, и 29 января 1710 года была утверждена новая азбука.

После введения гражданского шрифта в книгоиздательстве появились новые формы изобразительной и текстовой информации, что повлекло за собой изменения внешнего облика книги. На первый план вышла забота об удобочитаемости текста. Использование разнообразных композиционных приёмов, особое внимание к оформлению начальных рубрик и концевых полос способствовали улучшению внешнего вида новой книги. Для выразительности отдельных абзацев текст мог набираться разными шрифтами или кеглями. Заметным новшеством стал мало использовавшийся ранее титульный лист, который взял на себя часть смысловой нагрузки предисловий и послесловий. Большое значение придавалось изобразительному сопровождению текста. Из 295 иллюстрированных изданий гражданской печати половина была украшена гравюрами на меди, благодаря чему книги получили европейский вид.

Все светские издания этого периода были или тесно связаны с событиями жизни государства, или являлись пособиями, по которым все желающие приобретали знания в различных областях науки. Исторически назначение гражданской книги определялось тем, что она служила средством обучения. Кроме того, в изданиях первой четверти XVIII века стал преобладать простой разговорный русский язык, понятный широкому кругу читателей. С другой стороны, образцом для гражданской книги как по содержанию, так и по форме оставалась книга европейская. На неё ориентировались разнообразные пособия по фортификации, артиллерии, морскому делу и другим наукам, новые формы распространения новостей, выпуски газеты «Ведомости» и многочисленные указы. Таким образом, «петровская эпоха» в книгопечатании как отдельный период развития издательского дела продолжалась с 1708 по 1725 год.

Уже в XVIII веке книги петровского времени стали предметом коллекционирования. В настоящее время продолжается изучение их типографских особенностей и специфики бытования в разные исторические периоды.

Куратор выставки – Евгений Викторович Платонов, заведующий Научной библиотекой Государственного Эрмитажа. Выставку сопровождает иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022).

Посетить выставку «Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого» можно до 29 января 2023 года в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс.

www.museum.ru/N81434
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  
новости от 31.01.2023  x    ?  


Музей Павла и Сергея Третьяковых. Год со дня открытия

Отец и сын. Евгений и Георгий Максимовы. Фотографии из семейного архива

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма

В Павловске завершена реставрация акварели, возраст которой более 240 лет

Выставка «Предметный разговор (Натюрморт)» в Михайловском замке Русского музея

Политехнический музей презентует книгу «600 лет часового дела России»

Выставочный проект «Михаил Пришвин: Главная книга». К 150-летию со дня рождения

Февральская "ЗооПалитра" ждет своих друзей

Выставка живописи Ваана Гркикяна «Ковчег»

Елена Воскобоева «Пустой отель в раю»

Выставка «Владимир Маяковский в графике и экслибрисе. Миниатюрные издания поэта»

К 100-летию со дня образования СССР. Выставочный проект «ДК СССР» в Центральном Манеже в Москве

Выставка «Музей в годы войны»

Шедевры эмальерного искусства XIX-XX веков. Ювелирные ложки

Выставка «Корея и Оружейная палата. История коронационного дара последнему императору»

«Искусство Акварели». Персональная выставка мастера петербургской школы акварели П.В. Семёнова

Выставка «Рыба – знак, тотем. Мифология и современность»

Шамиль Шааев. Неотменимая модальность видимого

Выставка «Эмоции через фото»

Петербург Достоевского сегодня. Живопись Веры Белых

Проект "Шлиман. Троя рядом". Часть вторая

Академия бессмертных «13»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru