25 ноября в Ярославском художественном музее откроется выставка "Иван Шишкин". В ее состав войдут известнейшие полотна великого русского пейзажиста из собрания Государственного Русского музея.
Выставка, посвященная творчеству Шишкина, с большим успехом прошла в Русском музее в 2021-м. Многие из представленных на ней произведений теперь смогут увидеть жители и гости Ярославля.
Работы, отправленные Русским музеем на выставку, относятся к различным периодам творчества Шишкина. Среди ранних произведений можно выделить "Вид в окрестностях Петербурга" (1856), написанный художником еще в начальный период обучения в Императорской Академии художеств. Он создавался, по словам самого автора, очень трудно, "по мере сил" и благодаря "молитве маменьки". Совет Академии оценил талант многообещающего живописца, присудив Шишкину малую серебряную медаль.
Серьезной профессиональной школой для пейзажиста стала этюдная работа на Валааме. Шишкин переносил на холст необычные природные формы: поросшие мхом каменные глыбы, низкорослую растительность. Это точно характеризовало специфику "дикой природы" далеких северных мест ("Вид на острове Валааме. Местность Кукко" (1859 (60?))). Суровые ландшафты будто притягивали к себе пейзажистов. Молодые художники, в том числе Шишкин, совершали несколько поездок на остров ("Пейзаж с охотником. Остров Валаам" (1867)). Увлеченная атмосфера одного из таких творческих путешествий передана в этюде "И.И. Шишкин и А.В. Гине в мастерской на острове Валааме" (1860).
Через два года после окончания Академии художеств Шишкин в качестве пенсионера отправился в Швейцарию и Германию. Но эффектные альпийские ландшафты не производили впечатления на уроженца бескрайних прикамских лесов, и в Швейцарии Шишкин стал писать не горы и озера, а лесные массивы и отдельные деревья. На выставке можно увидеть две одноименные работы Шишкина 1863-го года "Буковый лес в Швейцарии".
В Германии наиболее плодотворными для художника стали натурные занятия в Дюссельдорфе. Русский живописец старался отыскать пленэрные мотивы в окрестностях среднего течения Рейна, напоминающие ему родную природу. Не случайно для работы на натуре был выбран Тевтобургский лес ("Тевтобургский лес" (1865)). Главным результатом творческих поисков Шишкина в середине 1860-х стала картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865), за которую он был удостоен звания академика. Этюд для нее (1864) можно увидеть на выставке.
Путешествие Шишкина способствовало приобретению профессиональных навыков и формированию обостренного восприятия национальных особенностей родной природы. Деревенский пейзаж и крестьянский быт пореформенной России занимают важное место в творчестве живописца ("Деревенский двор" (конец 1860-х)).
Во второй половине XIX века живописное произведение, соперничая с набирающей популярность фотографией, должно было убедительно передавать не только детали пейзажа, но и единое воздушное пространство картины. В творчестве Шишкина иллюзорная реальность достигала наивысшего уровня живописного воплощения. Живописные произведения мастера почти не уступали по количеству и качеству художественных деталей его графическим работам. Это, например, камерный этюд "Сныть-трава. Парголово" (1884(5?)), в котором автор фиксирует будто случайно увиденное многообразие растительного мира.
Пейзажиста по праву называли художником-ученым. Скрупулезное отношение к передаче "малых" и "больших" природных форм (этюды "Облако" (1860-е), "Срубленные березы" (1864)) - характерная черта всех шишкинских пейзажей. Безупречная точность присуща изображениям как южных ландшафтов ("Из окрестностей Гурзуфа", "Мыс Ай-Тодор. Крым" (оба - 1879), так и северных ("Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по Финляндской железной дороге" (1890)). Удачное соединение эффектных фрагментов природы с широким охватом воздушного пространства усиливает эпическое звучание пейзажей Шишкина. Подобным образом рождались необычные по силе воздействия художественные образы ("У берегов Финского залива ("Удриас близ Нарвы")" (1888 и 1889)).
К одним из наиболее значительных достижений Шишкина, несомненно, принадлежат полотна "Дорожка в лесу" (1880) и "Ручей в березовом лесу" (1883). Обычно они украшают постоянную экспозицию Михайловского дворца в Русском музее, но на сей раз их смогут увидеть и посетители выставки в Ярославле.
В последний период творчества Шишкин много времени уделял достоверному освещению в пейзаже ("Освещенные солнцем задворки" (1880-1890-е)). В изобразительном языке мастера появились универсальные приемы, позволяющие убедительно передавать самые сложные состояния природы.
Выставка состоится в рамках работы проекта "Культурно-выставочный центр Русского музея" и будет дополнена разнообразными образовательными и концертными программами.
Выставка будет открыта до 26 марта 2023 года.
Место проведения: Губернаторский дом, Волжская набережная, 23