Во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств открылась выставка «Барышня / крестьянка. Женские образы в русском искусстве XIX – начала XX века»
Участники проекта: Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Нижегородский государственный художественный музей, Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Новосибирский государственный художественный музей.
Состав выставки: свыше 100 произведений, в числе которых живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство —– предметы дворцового интерьера, костюмы и аксессуары, народные промыслы.
На выставке можно увидеть произведения великих русских художников XIX — начала XX века — Карла Брюллова, Василия Тропинина, Ильи Репина, Валентина Серова, Николая Рериха и многих других. Это роскошные парадные портреты знатных особ и изображения крестьянок, образы былинных красавиц и реальных персонажей с удивительными судьбами и биографиями. Впервые омские зрители увидят знаменитую картину «Кружевница» Василия Тропинина из нижегородского собрания и «Портрет Авроры Демидовой» Карла Брюллова из Нижнего Тагила.
Женская тема в русском искусстве — не только поиски художниками идеалов красоты, но и стремление обозначить национальные и нравственные ценности. Отечественная традиция всегда соизмеряла внешность женщины с ее внутренними качествами, душой.
Благодаря предметам быта, костюмам, аксессуарам, образцам народной утвари посетители смогут зримо ощутить себя во дворце, имении, дворянской усадьбе или крестьянской избе — там, где жизнь «барышень» и «крестьянок» была подчинена особым канонам, правилам и занятиям. Рассказ о них отражен в тематических разделах выставки, соответствующих определенным представлениям о различных ипостасях женщины в обществе. Многокрасочная палитра женских образов повествует об исторических событиях, моде, быте, нравах и предназначении русской женщины XIX — начала XX века.
Открывает выставку тематический раздел «Мать и дитя», представляющий главную ипостась женщины в русской культуре — мать, хранительницу и заступницу. Образ Казанской Богоматери, живописные, графические и скульптурные произведения, посвященные материнству, отражают особое почитание женщины-матери в России.
Раздел «Маленькая женщина» рассказывает об образах детства и девичества в искусстве. В экспозиции представлены самые яркие работы омского собрания: великолепный «Портрет Кузи и Маруси» — детей Ивана Макарова и, конечно, «У окна» — портрет дочери кисти Бориса Кустодиева.
В разделе «Русские мотивы. Сказка, миф, былина» зрители познакомятся с архетипами русской красавицы — «мудрыми девами», «богатыршами-воительницами», «сиротами» или «падчерицами». Погружение в русскую старину демонстрируют такие произведения художников XIX — начала XX века, как «Настасья Микулична» Николая Рериха из новосибирского музея и «Боярыня у окна» Константина Маковского из омской коллекции.
Знаменитые строки из поэмы «Мороз, красный нос» Николая Некрасова «Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц, с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц» определяют содержание раздела «Со взглядом цариц. Крестьянка — тоже барышня!», посвященного деревенской женщине. Здесь представлено, пожалуй, самое известное полотно русского художника Василия Тропинина «Кружевница» из Нижнего Новгорода, а также работы Кирилла Лемоха, Константина Вещилова, Абрама Архипова из омского собрания.
Раздел выставки «Дама света. Время хороших манер» посвящен образам светских львиц, блестящих аристократок и статусных матерей семейств — «дам из высшего общества». Здесь представлены портреты, созданные Карлом Брюлловым, Вильгельмом Карстеном, гравюры с работ Владимира Боровиковского, Иоганна Баптиста Лампи Старшего и других.
Новый тип женщины в русском обществе второй половины XIX века представлен в разделе «Женщина читающая», демонстрирующем произведения Ильи Галкина, Николая Розанова и других.
Тематический блок «Муза, героиня, роковая женщина» знакомит с противоречивым типом женщины-музы, проявившемся как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Сюда можно отнести и возвышенную «Даму» Виктора Борисова-Мусатова, и роковую «неизвестную» Валентина Серова, и трагическую Анну Каренину Генриха Манизера.
В 1860-е годы на смену «кисейным барышням» пришел новый тип женщины – представительница передовой интеллигенции, полноправная активная участница общественной и художественной жизни, верная спутница и подруга. Раздел «Горожанка» включает демократический портрет Ильи Репина и Василия Сурикова из новосибирского собрания, Александра Леонтовского и Ивана Макарова из омского музея.
Завершающий раздел выставки «Праздность, нега, безмятежность…» показывает моменты уединенного женского отдыха. Идиллические пасторали деревенской жизни, поэзия уходящей русской усадьбы и уникальной дачной культуры начала XX века запечатлены в «омских» произведениях Николая Богданова-Бельского «Дама на балконе. Кореиз», Станислава Жуковского «На террасе», Дмитрия Щербиновского «Ампир», Сергея Виноградова «Дама на балконе».
Проект рассказывает о русских женщинах, их необыкновенных судьбах, столь разных, но всегда полных созидания и нравственного начала. Авторы выставки хотели подчеркнуть, что для искусства женская красота не делится на сословия – она лишь вдохновляет на создание шедевров.
Куратор – Юлия Лопаткина
(0+)
28 октября 2022 – 29 января 2023