Товарищество живописцев Московского союза художников представляет выставку живописи Виктора Николаевича Чуловича (1922-1994), приуроченную к 100-летию со дня рождения художника.
Читая автобиографию, написанную папиной рукой, я подумала какими скромными людьми были фронтовики. Вот что пишет Виктор Николаевич в своей военной биографии: "В августе 1941 г. я был призван в ряды РККА. С августа по декабрь 1941 г. находился в г. Казани в запасном полку, откуда был направлен в Ульяновское Пехотное училище. Проучившись 6 месяцев, 12 мая 1942 г., по приказу Главнокомандующего в составе двух курсантских батальонов был направлен пулеметчиком в бригаду на Калининский фронт. Позже наша бригада стала 27 гвардейской строевой дивизией и 6 августа 1942 г. была переброшена на Сталинградский фронт. Я участвовал в боях в районе станции Клетской, на хуторе Вертячий и Зерносовхоз и 28 августа в бою за станицу Котлубань был тяжело ранен. 6 сентября был положен на излечение в госпиталь в г. Казани. В январе 1943 г. был демобилизован по инвалидности. Вот такой скупой рассказ о войне. Виктор Николаевич Чулович был награжден орденом Великой Отечественной войны 1 степени, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией ВОВ 1941 - 1945 г.г."
Никогда папа не вспоминал и не рассказывал о войне. Только незадолго до смерти, как бы торопясь, стал говорить о том страшном времени. О последнем бое, когда в их пулеметный расчет попал вражеский снаряд, и папа, который в это время отполз за патронами, оглянувшись, увидел воронку с фрагментами тел, рук, ног тех, кто минуту назад были его боевыми товарищами. Сам Виктор Николаевич получил тяжелое осколочное ранение.
Вернувшись из госпиталя, в январе 1943 г., Виктор Николаевич пошел в училище 1905 года, откуда с третьего курса ушел на фронт. Но никого из тех, с кем учился, не встретил.
Вспомнились годы учебы. Большое влияние на становление как художника оказали на Виктора Николаевича замечательные педагоги. Живопись преподавал П.И. Петровичев, ученик И.И. Левитана. Рисунок вел В.П. Крымов, брат известного пейзажиста Н.П. Крымова. С любовью и благодарностью вспоминал Виктор Николаевич о своих учителях. Решил продолжить обучение в Суриковском институте, но он был эвакуирован в Самарканд.
Узнал, что возвратился из эвакуации ВГИК и там есть художественный факультет. Осенью 1943 г. стал студентом ВГИКа. Кафедрой заведовал Ф.С.Богородский, рисунок вел К.М.Морозов, также преподавали Г.М.Шегаль, Ю.М.Пименов.
Виктор Николаевич вспоминает: "Время было тяжелое, в мастерских царил холод, мерзли руки и ноги. Сами сделали печку, доставали дрова и учились, учились, учились..."
После окончания института, отработав два года ассистентом художника постановщика на Мосфильме, Виктор Николаевич уходит со студии.
Я думаю, что война изранила не только тело, но очень утомила душу художника. В это время Виктор Николаевич едет на Урал, где пишет бескрайние таежные просторы, величественную Каму. Именно в пейзажах Родины Виктор Николаевич черпает вдохновение и покой. Сначала это был чистый пейзаж. Потом в пейзаже появляются люди, но уже живущие в мирное время. Художник-фронтовик хорошо знал цену мирной жизни. На своей малой Родине, в подмосковном Черкизове, папа пишет замечательные камерные террасы и значительные картины "Весна в Тарасовке.", "Тарасовка. Переезд". Писал с пешеходного моста через Северную железную дорогу. Любил писать уходящие поезда, суету подмосковных станций, Мытищи, Клязьму, Загорск (ныне Сергиев Посад). Искусствовед И.Н.Филонович назвала статью о Викторе Николаевиче "Певец Подмосковья".
Виктор Николаевич много ездил по стране. Это Дальний Восток и Средняя Азия, Русский Север и Крым. В начале 80-ых годов папа покупает дом в тверской области, в деревне Новое Котчище рядом с Академической дачей художников им.И.Е.Репина. Здесь папа пишет наполненные пронзительной любовью к нашей тихой Родине "Околица. Первый снег", "Холодные ветры", "Конец лета в Новом Котчище".
Также в эти годы много работает в Москве. Пишет Замоскворечье, Масловку, где в 60-ых годах получает мастерскую. Из окна квартиры пишет Пресненский вал.
В 1972 г. Виктор Николаевич пишет одно из своих значительных произведений "Москва. Белорусский вокзал". Белорусский вокзал место для участника войны особенно памятное, с него уходили на фронт в сорок первом и возвращались в сорок пятом наши солдаты. Возвращались с Победой! В 2020 г. эта работа была приобретена Московским Государственным Историческим музеем.
Эту статью я посвящаю всем художникам - фронтовикам, которые, пройдя все ужасы войны, привнесли в искусство столько жизнеутверждающих произведений, наполненных любовью к своей стране, к своему народу, навечно вписав свои имена в историю искусства советского периода.
/Марина Чулович/