В выставочном пространстве Входной зоны Государственного музея истории религии работает выставка, посвященная российской египтологической школе. Экспозиция познакомит с основными трудами отечественных исследователей и средствами популяризации памятников египетской культуры.
Выставка приурочена к 200-летию расшифровки иероглифических текстов Розеттского камня французским востоковедом Жан-Франсуа Шампальоном (1790 – 1832). 14 сентября 1822 года вошел в мировую науку как день рождения египтологии, а Шампальона стали называть основателем египтологии.
Практически сразу после расшифровки египетского письма российские ученые активно включаются в процесс собирания и исследования египетских памятников. В это время формируются основные музейные коллекции, издаются египетские тексты, исследуются предметы материальной культуры. Первым в России стал заниматься египтологией В.С. Голенищев (1856 – 1947). Еще в юности увлекавшийся Древним Египтом он в 14 лет купил свой первый древнеегипетский памятник, который положил начало обширной коллекции. Ее экспонаты были впоследствии переданы в Музей изящных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1880 г. В.С. Голенищев был зачислен на службу в Эрмитаж. Здесь он начал работу по каталогизации, реставрации и исследованию древнеегипетских памятников. В результате исследований одного папируса, он выяснил, что тот состоит из двух литературных произведений. Папирус содержал «Поучение Мерикара» и «Пророчество Неферти», вошедшие в список известнейших произведений Древнего Египта.
Начало преподавания египтологических дисциплин в российских университетах, а, следовательно, становление российской египтологии как отдельной научной области, связано с именами О.Э. Лемма и Б.А. Тураева. В разное время проблемами египетской письменности, религии, искусства, хозяйственных отношений занимались такие известные российские ученые, как В.В. Струве, Н.Д. Флиттнер, Ю.Я. Перепелкин, И.Г. Лившиц, М.А. Коростовцев, Н.С. Петровский, М.Э. Матье, И.Г.Франк-Каменецкий и др.
В экспозицию вошло более 30 экспонатов. Тематически выставка охватывает различные аспекты становления египтологии как науки не только в Европе, но и России. Особый акцент сделан на программе популяризации памятников Древнего Египта. Ярким примером может служить Художественно-репродукционная мастерская, созданная по инициативе И.С. Золотаревского в 1919 году. Его проект, развивавшийся в рамках идеи тотальной музеефикации и направленный на искоренение невежества и суеверий, заключался в идее создания по всей стране музеев репродукций. Около 20 предметов в 1933 г. были приобретены для только что открывшегося Музея истории религии.
На выставке представлены книги В.В. Струве, посвященные истории и религии Древнего Египта, И.Г. Франк-Каменецкого, рассказывающие о египетской религии в Фиванский период, труды М.Э. Матье по истории искусства Древнего Египта, раритетное издание Б.А. Тураева «Древний Египет», вышедшее в Петрограде в 1922 г. и другие. Дополняют выставку копии оригинальных предметов, находящихся в собраниях музеев мира. Копии выполнены в 1919 – 1929 гг., Художественно-репродукционными мастерскими И.С. Золоторевского. Среди наиболее интересных экспонатов – заупокойная стела с изображением супружеской четы, статуэтка вельможи с изображением Осириса, канопа (сосуд, используемый для внутренностей, извлеченных при мумификации), статуэтка богини Баст в образе кошки. Завершают экспозицию фототипии конца XIX вв., запечатлевшие крупнейшие храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре, а также западноевропейские офорты XIX в. с изображением храмов в Фивах и Гелиополисе.