В музее-заповеднике «Царицыно» 15 октября открывается выставка бразильской художницы Алини Шавиер Минейру Алварес "Before Your Eyes / На ваших глазах". Она посвящена художественному осмыслению экспедиции, которая была организована в 1822-1829 годах исследователем, натуралистом и русским консулом в Рио-де-Жанейро Григорием Лангсдорфом. Проведя в джунглях Амазонки несколько лет, он вернулся с коллекцией артефактов, не имевшей тогда аналогов в мире. В рамках трёхмесячной арт-резиденции в "Царицыне" Минейру изучила находки Лангсдорфа: документы, карты, рисунки, гербарий, чучела животных - и создала авторский проект на стыке искусства и науки. "Before Your Eyes / На ваших глазах" продолжает серию исследовательских проектов музея и станет первой междисциплинарной выставкой, созданной в партнёрстве с приглашённым современным художником. Её проведение приурочено к 200-летию независимости Бразилии.
Выставка представляет результаты первой русской экспедиции в Бразилию (1822-1829) и творческих изысканий Алини Шавиер Минейру Алварес, которая исследовала материал, собранный в этой экспедиции Григорием Лангсдорфом и уже два столетия хранящийся в музеях и архивах Санкт-Петербурга. Вдохновившись историческими артефактами, Минейру специально для выставки в "Царицыне" создала фото-, видео-, и аудиоинсталляции, а также работы в смешанной технике (текстиль, скульптура и другие).
"Направление Art & Science активно развивается и становится частью музейных пространств и выставочных проектов, - говорит генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. - Междисциплинарность - одно из главных слов, которые характеризуют современный мир. Сочетание научного и художественного способов познания обогащает сам метод исследования и привлекает внимание к важным темам. Для нашего музея выставка "Before Your Eyes / На ваших глазах" - это первый опыт представления экспозиции в таком формате".
Как и большинство географических экспедиций, путешествие Григория Лангсдорфа сочетало естественнонаучные исследования и культурологическое познание новой страны. В экспедиции участвовали не только учёные, но и художники. Немецкий живописец Йоханн Мориц Ругендас, французский живописец и рисовальщик Адриен Тоне и франко-бразильский художник и изобретатель Эркюль Флоранс смогли запечатлеть фантастическую природу и быт коренных народов Бразилии, их культуру и традиции. Экспедиция была организована на деньги русской короны - Александр I выделил исследователям сотни тысяч рублей, - и все собранные в Бразилии артефакты были перевезены в Санкт-Петербург. В 2022 году, когда Бразилия празднует 200-летие своей независимости, выставочный проект Алини Шавиер Минейру Алварес возвращает память об одной из самых значительных экспедиций своего времени, которая внесла огромный вклад в этнографию, картографию, ботанику и зоологию, а также подарила исследователям изображения пейзажей, флоры и фауны, встречавшихся учёным на их долгом пути.
"Одной из главных целей экспедиции было создание описи всего, что предстало перед глазами исследователей, - рассказывает художница. - Участники экспедиции вернулись с уникальной информацией о племенах, которые населяли Бразилию той эпохи, о растениях и животных, которые были открыты и получили названия в ходе этой экспедиции, с первыми картами ранее неизученных территорий. Экспедиция стала результатом объединения усилий учёных и художников из разных стран, это общее наследие России и Бразилии, в которое внесли свой вклад также французские и немецкие художники и учёные. Всё увиденное участники экспедиции описывали на четырёх языках (русском, португальском, французском и немецком) и с разных точек зрения (экономической, политической, географический), и мне, как художнику и исследователю, этот диалог науки и искусства показался очень современным и интересным".
Алини Шавиер Минейру предложила задокументировать собственную экспедицию в Россию, в ходе которой она знакомилась с материалами экспедиции Григория Лангсдорфа, хранящимися в Санкт-Петербурге: в Ботаническом институте имени В.Л. Комарова, Зоологическом институте и Архиве Российской академии наук, Кунсткамере и Российском государственном архиве военно-морского флота. Важно сказать, что все документы и артефакты, добытые в экспедиции и отправленные в Россию после её завершения, более чем на столетие были забыты и утеряны. Ими никто не занимался, и лишь в советские годы, благодаря трудам петербургского историка Бориса Комиссарова архивы Лангсдорфа были тщательно изучены, систематизированы и опубликованы.
"Возможность работать с этим уникальным архивом - большая честь для меня, - говорит Алини. - Для своего проекта я выбрала те материалы, которые никогда не были показаны широкой публике, а также использовала те техники и методы, которые применялись участниками экспедиции. Например, известно, что Эркюль Флоранс, которого считают одним из отцов фотографии, использовал особый метод закрепления изображений на бумаге, и моя художественная работа основана на его интересе к этому процессу. В своих дневниках Флоранс писал также и о другом своём изобретении - о собственном способе записи звуков, издаваемых животными, в виде музыкальных партитур. На это художника вдохновило то, что он называл оркестром птиц, который он слышал в Амазонии. Таким образом Флоранс стал пионером того, что мы сейчас называем биоакустикой (зоофонией). В рамках нашего проекта я не просто пересказываю истории членов экспедиции своими словами - я стараюсь обратить ваше внимание на те открытия, которые обычно не включены в европейскую историографию, несмотря на свою актуальность. Я также пытаюсь сделать вновь видимой ту Бразилию, которая предстала перед глазами исследователей во всём её природном и культурном многообразии".
Для создания видео- и звуковых инсталляций в рамках проекта "Before Your Eyes / На ваших глазах" Алини училась работать с проявителями, которыми пользовались первые фотографы, писала чернилами, которые по составу идентичны чернилам XIX века, изучала приёмы таксидермии, которые применялись в экспедициях того времени. Работая с архивом Лангсдорфа, художница использовала современные методы обработки изображений: фотограмметрию, 3D-сканирование и видеозахват с высоким разрешением. По словам художницы, выставка будет занимательной, а местами даже игровой. У каждого посетителя будет возможность сделать на ней собственное маленькое открытие: экспозиция будет располагаться в затемнённом пространстве, наполненном экспонатами, которые можно изучать бесконечно.
"Я родом из Минас-Жерайса - гористого штата, который находится на юго-востоке Бразилии, - говорит Алини. - Именно из Минас-Жерайса стартуют многие научные экспедиции, отправляющиеся изучать отдалённые районы. Я с детства впитала в себя дух странствий и во многом себя с ним ассоциирую, и, если бы сейчас был 1822 год и меня пригласили принять участие в такой экспедиции, я бы согласилась без долгих раздумий".
Исследовательский и выставочный проект Алини Шавиер Минейру Алварес стал возможен благодаря поддержке посольства Бразилии в Москве и компании "ФосАгро". Партнёром проекта стал Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук.
Выставка "Before Your Eyes / На ваших глазах" пройдёт в Большом дворце в "Царицыне" с 15 октября 2022 по 15 января 2023 года.
Алини Шавиер Минейру Алварес / Aline Xavier Mineiro Alvares (Белу-Оризонти, Бразилия) - художница и режиссёр, специалист в области современного искусства. Среди её наград - премия "FOCO Bradesco/ArtRio Award" (2018) и 19-я "Videobrasil Award" (2015). Она участвовала в кинофестивале Семинара Флаэрти (2021) и в арт-резиденциях "Akademie Solitude" (Германия, 2022), "Instituto Sacatar" (Баия, 2019), "Skissernas Museum" (Швеция, 2019), "Thami Mnyele" (Амстердам, 2017), "Kooshk Residency" (Иран, 2016). Её работы были представлены на выставках в "MAR - Rio Art Museum", "CCSP - S?o Paulo Cultural Center", "SESC 24 de Mar?o", "Pampulha Art Museum", "Inhotim", "Cine Humberto Mauro - Pal?cio das Artes", "Ita? Cultural" и на других площадках. В 2006 году основала студию по производству фильмов и произведений искусства в цифровых форматах "88 Arte Contemporanea". www.alinex.com.br