Третьяковская галерея наряду с монографическими выставками отечественных художников-классиков, тематическими концептуальными проектами об искусстве различных эпох и направлений регулярно демонстрирует зрителям творчество современных художников, представляющих самый широкий спектр пластических поисков и экспериментов.
Проект Натальи Элькониной «Модель многомерного времени» — это масштабная инсталляция, размещенная в зале спецпроектов Новой Третьяковки. Работа посвящена воздействию времени на пространственные объекты, их форму, границы, ритмическую структуру, световые и цветовые характеристики. По определению Иосифа Бродского, время — «источник ритма». В проекте Элькониной время замедляется и ускоряется, закручивается и выпрямляется, разделяется и соединяется, как будто следуя за пульсом Земли, изменение частоты которого наблюдают ученые.
"Модель многомерного времени" Элькониной образуют 19 объектов: высокие башни с вогнутыми зеркалами, матовые полупрозрачные трубы, напоминающие лабораторные цилиндры или трубы органа, композиции из гнутых зеркальных блоков. Произведение искусства уподобляется музыкальному инструменту или прибору для проведения опытов. Внутри башен и труб - шахматные фигуры, рабочие инструменты, часы, треснувшие, расплавленные, проткнутые шурупами, плоскогубцами. Некоторые предметы подкрашены и состарены до состояния археологических артефактов, лишены своих первоначальных функций, вовлечены в игру зеркальных отражений, теней и повторов. Легкие воздушные цепи с большими звеньями объединяют трубы, подчеркивая взаимосвязанность объектов. Светотеневая игра создает множество изменений, благодаря которым реальные предметы становятся своеобразными обманками: обретают гипертрофированные размеры, зрительно теряют свойства тяжести и растворяются в отражениях. Поэтому далеко не всегда можно определить степень материальности того или иного предмета: это вещь, ее силуэт или след, что от нее остался. Визуальная полифония рифмуется с многоголосьем аудиосопровождения: внутри башен и труб многие часы по-настоящему идут, и зритель слышит звук их хода, то ускоряющийся, то замедляющийся.
Выставка Натальи Элькониной, представленная в зале, завершающем постоянную экспозицию искусства ХХ века, органично вступает в диалог с экспериментальными работами художников русского авангарда, а также произведениями мастеров второй половины прошлого века, стремившихся воплотить в объемно-пространственных объектах фундаментальные для искусства понятия, такие как "пространство", "время", "бесконечность". Как художник Наталья Эльконина сформировалась в среде московских шестидесятников, которые стремились создавать знаки или символические фигуры, претендующие на универсальное значение.
В интерпретации Элькониной вместо символов появляются индексы как следы от предметов или категорий, существующие в свободной комбинаторике. Художника интересуют не столько предметы, сколько сам процесс их преобразования, а "Модель многомерного времени" - это попытка синхронизировать разные процессы, проходящие в каждой из труб. Предметы не движутся, но есть движение света и есть восприятие зрителя, который перемещается в пространстве и переживает увиденное во времени.
"Модель…" Натальи Элькониной имеет большую предысторию, начиная от кабинетов кривых зеркал до интерактивных объектов представителей поп-арта, зеркальных инсталляций Микеланджело Пистолетто и "Прибора для наблюдения пустоты и бесконечности" Ивана Чуйкова. В большинстве случаев авторы пытались интегрировать зрителя в произведение искусства. Наталья Эльконина позволяет зрителю оставаться автономным сторонним наблюдателем, но при этом иногда позволяет ему почувствовать себя одним из объектов в зале, буквально одной из труб, внутри которой происходит динамичный процесс фиксации образов и переработки впечатлений.
Наталья Эльконина (род. 1960), представитель знаменитой московской художественной династии Элькониных, в 1982 году окончила Московский полиграфический институт и начала свой творческий путь как живописец, график и книжный иллюстратор. Она развивает семейные традиции: в круге ее интересов всегда были пластические открытия и философия русского авангарда. В поисках собственного художественного языка Эльконина пришла к созданию объемных пространственных инсталляций.
Выставка открыта с 21 сентября по 27 ноября 2022
Новая Третьяковка, Москва, Крымский Вал, 10, зал 38
Состав выставки: 19 крупноформатных объектов
Куратор: Кирилл Светляков
Графический дизайн: Маша Эльконина