В музее-заповеднике "Царицыно" 3 августа открывается выставка, посвященная традиционному и современному искусству Дагестана. В экспозиции - более 300 предметов, от археологических находок до работ современных художников.
"Традиционное дагестанское искусство - это "лаборатория" промыслов, в которой сохраняется многовековая преемственность, - говорит генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. - Каждый экспонат, будь то украшение или одежда, не только раскрывает свое функциональное предназначение, но и рассказывает о той защитной роли, которой обычно наделены предметы женского мира Дагестана".
Выставка-путешествие занимает девять залов Хлебного дома, и каждый посвящен определенному этапу жизненного пути дагестанки - например, "Дом", "Свадьба", "Защитница". Среди экспонатов - предметы, которые в Дагестане традиционно изготовляют женщины. В экспозиции можно увидеть железные пряжки VIII-IX веков, найденные этнографической экспедицией в районе села Бежта и переданные в Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, медные котлы и кувшины XIV-XIX веков из Государственного Исторического музея, женские головные уборы из Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, глиняные балхарские игрушки из коллекции "Царицына", украшения и столовые приборы из Кунсткамеры, тканевые и серебряные амулеты из Российского этнографического музея и вышивку из Музея Востока.
Работа над выставкой длилась более четырёх лет. Куратор и искусствовед Ксения Паршина вспоминает, как впервые оказалась в Дагестане в 2017 году: "Я прожила там неделю и вернулась совершенно другим человеком, глубоко впечатленным дагестанской культурой. Как и большинство москвичей, я впервые ощутила на себе обволакивающее тепло традиционного гостеприимства и чувство, что тебя принимают такой, какая ты есть".
Почему - Патимат? Это одно из самых распространенных женских имен в Дагестане. Куратор назвала им собирательный женский образ, и вся выставка посвящена "Патимат", её дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам и будням. Фотоматериалы - архивные из коллекции Кунсткамеры и снятые журналистом Владимиром Севриновским во время недавних путешествий - помогут погрузиться в неспешный горский ритм жизни.
"Героиня выставки берет вас за руку и ведет по линии своей жизни, - говорит Ксения Паршина. - Мы встречаемся с ней в родовом доме, где она растёт и впитывает живую историю рода, правила жизни, умения, философию и основу промыслов, судьба которых меня, как куратора, сильно беспокоит. Дальше мы движемся к самому важному дню в её жизни, свадьбе, когда она становится объектом внимания всей семьи и всей сельской общины. Это очень важный и ответственный момент, поскольку свадьба в традиционной культуре - это символ продолжения рода и самой жизни".
Свадьба - это переход не только из дома в дом. Женщина как будто умирает в одном доме и возрождается в другом. Ритуал длится не один день, и в это время застывшая между мирами невеста носит свадебный головной убор, полностью закрывающий лицо и глаза - маргал, - его тоже можно увидеть на выставке.
Ткачество - одно из главных промыслов Дагестана, которым занимаются только женщины. "В Дагестане говорят: богат тот, у кого ковёр на стене, - объясняет куратор. - Ковёр - это книга, книга - это мудрость. Ковры ткёт женщина, так что именно она решает, о чём будет рассказывать книга". Система символов и знаков, столетиями применяемая ткачихами, до сих пор не расшифрована полностью. Исследователи, изучающие дагестанское ковроткачество, считают, что большая часть языка уже утеряна. Но на выставке в "Царицыне" можно узнать некоторые "ключи", которые помогут "прочитать" тканные книги.
В экспозиции есть залы, рассказывающие о вышивке, украшениях и, конечно, керамике - например, об испикских блюдах, предназначение которых многие исследователи связывают с бытовой магией, и предметах из знаменитого села Балхар, древнего центра дагестанского керамического искусства, которым также традиционно занимаются исключительно женщины.
Современное искусство на выставке - это десятки работ, от живописи и рисунка до скульптуры и видеоарта. Для всех авторов народные промыслы составляют основу творчества; все они используют те же техники, материалы и мотивы, что использовали мастера народных промыслов сто и более лет назад. Например, Джамиля Азиялова - ковровщица, реставратор и дизайнер - показывает в "Царицыне" картину, написаную природными красителями, применявшимися ткачихами для окрашивания шерстяных нитей на протяжении столетий. А работа Апанди Магомедова посвящена кизяку - традиционному виду топлива, заготовкой которого в Дагестане занимаются женщины. Шелковое "полотно" Заиры Магомедовой и Халимы Саидудиновой из цикла "Бюль-Бюль и Гюль" напоминает о традиционном для мусульман образе райского сада и исконно "женских" символах - птице и древе жизни. Не случаен и выбор "холста" -платок, который сам по себе символизирует женский мир Дагестана.
В последнем зале выставки, в "Мастерской" будут проходить мастер-классы и творческие встречи с художниками, во время которых узнать о Дагестане можно будет еще больше.
"Когда ты оказываешься в тех местах, рядом с теми могучими людьми, той могучей природой, ты чувствуешь себя песчинкой на ладони Бога, - объясняет куратор выставки Ксения Паршина. - Ты понимаешь, что у дагестанцев есть связь с этносом, космологией, культурой предков, и это потрясающе. Четыре года назад я решила, что перенесу частичку этого мира в Москву, поставлю в музее и скажу: не торопитесь, не бегите, остановитесь хотя бы на минуту, и вы поймете, а вернее, почувствуете Дагестан".
Выставка "Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана" будет работать с 3 августа по 11 декабря в Хлебном доме.
Куратор - Ксения Паршина
Дизайнер - Эрик Белоусов
Партнёр выставки: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.
Выставка проходит при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и Дома народов России.
Когда: 3 августа - 11 декабря 2022
Где: Музей-заповедник "Царицыно", Хлебный дом