Мир театра в фарфоре - выставка из коллекций Фонда «Наследие» АО «Императорский фарфоровый завод» и Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского.
Музыка, балет и опера, фарфор – символы национальной русской культуры. Сценическое искусство всегда вдохновляло художников на производство фарфоровых изделий, способных, как и театр, создавать особую атмосферу, волшебный мир — иллюзорный, но близкий к реальности.
Выставка — своеобразный диалог фарфора и музейных предметов, связанных одной сюжетной линией – музыкальным спектаклем.
Экспозиция знакомит с уникальными произведениями мастеров Императорского фарфорового завода, одного из старейших европейских предприятий по производству фарфора, основанного по указу императрицы Елизаветы Петровны. Это скульптуры, воссозданные в фарфоре по оригиналам Государственного Эрмитажа, советская балетная и оперная пластика, авторские работы современных художников и скульпторов из коллекции Фонда «Наследие» АО «Императорский фарфоровый завод». В диалог с фарфором на тему музыкального спектакля вступают экспонаты из собрания Государственного музея-заповедника П.И. Чайковского: фотографии исполнителей главных ролей и сцен из спектаклей, эскизы декораций театральных художников к постановкам опер и балетов Чайковского, театральные костюмы и аксессуары, в которых известные артисты создавали сценические образы в произведениях композитора.
Среди скульптур — жемчужина русского модерна — «Балерина Тамара Карсавина», выполненная Серафимом Судьбининым в 1910 году. Статуэтка имеет одну точку опоры: балерина стоит на пальчиках в позе арабеск — в то время подобных аналогов в производстве фарфора не было.
Яркие образцы реализма демонстрируют работы советских скульпторов: Елены Янсон-Манизер, воплотившей в фарфоре целую плеяду известных балерин и танцовщиков, Веры Мухиной и Ильи Слонима.
Работы Анатолия Данилова посвящены мэтрам балета нашего времени: «Н.М. Цискаридзе в партии Зигфрида в «Лебедином озере» П.И. Чайковского», «Рудольф Нуреев в роли Странника в «Песнях странствующего подмастерья», «Владимир Васильев и Екатерина Максимова в ролях Принца и Маши в балете «Щелкунчик», «Майя Плисецкая в роли Одиллии в балете «Лебединое озеро»… Интересны серии скульптур других авторов.
«Персонажи балета «Петрушка» — так называются работы Эльвиры Еропкиной, посвященные одному из спектаклей Русских сезонов Сергея Дягилева. «Персонажи балета «Щелкунчик» выполнены по эскизам Михаила Шемякина к спектаклю Мариинского театра. В воплощенных в фарфоре образах ирреального мира передан гофмановский дух с элементами гротескного юмора и фантасмагории.
Тема театра представлена также в сервизах и чайных парах. Дополняют экспозицию фарфоровые блюда с авторской росписью художников знаменитой мануфактуры.
При выборе темы выставочного проекта имел значение тот факт, что прадедом Чайковского по материнской линии был французский скульптор-модельер по фарфору Мишель-Виктор Асье (1736-1799), работавший на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Вместе с Иоганном-Иоахимом Кендлером он выполнял заказы для России. Среди них — столовый сервиз, состоящий из ста двух предметов, подаренный императрицей Екатериной II графу А.Г. Орлову. Другой «Большой русский заказ» Екатерины II (между 1772 и 1775 годами), известный как «Ораниенбаумская серия», — композиция из сорока групп и фигур для украшения одного из павильонов Ораниенбаумского дворца.
Изготовленные по моделям Асье фарфоровые статуэтки хранятся в музейных собраниях в России и за рубежом. В Государственном музее-заповеднике П.И. Чайковского его работы представлены на выставке «Чайковский. Симфония «Жизнь».
Выставка работает в музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину с 1 июля по 4 октября 2022 г.